Стало ясно, что мир можно воспринимать либо по-старому, как живой организм, зависимый от власти Мирового Разума (Бога), либо по-новому, как гигантскую машину, движущуюся по законам механики. Ответом на возникающие тогда сомнения стал практический поиск, становление экспериментальной науки и обоснование ее методов. Впервые это сделал английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он стал создателем индуктивного, или эмпирического (опытного) метода, который учил, что знания о природе достигаются посредством систематических наблюдений и экспериментов. Цель новой науки, по Бэкону, состоит в установлении человеческого господства над силами природы.
Французский философ Рене Декарт (Картезий) (1596-1662) отделил дух от материи.
Он был согласен с тем, что все сущее создано Богом, но после акта творения
Создатель уже не вмешивается в то, что происходит в материальном мире. После
Декарта изучение природы стало научной, а не религиозной как прежде
проблематикой. Изучая природу и объясняя происходящие в ней процессы
естествоиспытатели могли больше не обращаться к идеи Бога. Философия Картезия
подтолкнула становление механистической картины мира, опирающейся на достижение
физики и математики. Был вынесен приговор магии и предложен аналитический
(дедуктивный) метод, предписывающий делить сложные объекты на простые
составляющие, проводить их детальное исследование, а затем делать обобщения.
В 1687 году вышел труд английского физика Исаака Ньютона «Математические
принципы натурфилософии». Ученый впервые показал на основе математических
расчетов, что вселенная безгранична и лишена какого-либо фиксированного центра.
Небесные тела двигаются, благодаря действиям законов гравитации (притяжения).
В XVII веке возникли новые представления о человеке и обществе. Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Бенедикт Спиноза и Гуго Гроций в Нидерландах пришли к выводу, что человек является не только природным, но и социальным существом. Принципы добра и зла не приобретаются человеком, благодаря Богу, самим актом рождения. В ходе взросления, он подвергается воздействию со стороны общества и обретает их. Возникли представления о необходимости формирования человеческой личности в процессе воспитания.
Человеческое общество, по их мнению, прошло две стадии развития: естественную и
искусственную. В естественном состоянии человек не знал никаких ограничений.
Ограничением силы одного человека могла стать только сила другого человека. В
естественном состоянии человек полностью реализовывал свое право на все. При
этом он либо совершал насилие, либо подвергался насилию. Томас Гоббс поэтому
называл естественное состояние «войной всех против всех». Переход от
естественного состояния к искусственному (государству) произошел посредством
заключения договора, признав который люди отказались от части своих естественных
прав, создали государства и соглашались подчиняться его регулирующим актам. Джон
Локк уточнял, что государство создали собственники, которые своим трудом
улучшали земли и не желали, чтобы они подвергались опустошению. Они все были
согласны с тем, что народ был источником происхождения власти и государства
(идея народного суверенитета). Но расходились в вопросе о том, вправе ли народ
менять один раз созданную систему правления. У них не было согласия также и
относительно форм правления. Томас Гоббс и Гуго Гроций лучшей формой правления
считали абсолютную монархию, Джон Локк – конституционную монархию, а Бенедикт Спиноза – республику.
Далее ► Эпоха Просвещения