Философия и литература Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений других философских школ, в том числе против идеи религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайшешика, находящее определенные аналогии с учением Демокрита. Патанджали – основатель школы йоги – специальное внимание уделял разработке вопросов человеческой психологии.

Древнеиндийская литература по праву занимает одно из самых почетных мест в истории всемирной литературы. Многообразная по жанрам и языково-культурным традициям, она поражает глубиной и оригинальностью содержания. Древняя Индия подарила миру великого писателя Калидаса, его творчество явилось одним из важнейших этапов в культурном развитии страны. Когда в конце XVIII – начале XIX века появились первые переводы его сочинений на западноевропейские языки, к Калидасе обратились крупнейшие писатели и поэты Западной Европы. Рано познакомились с творчеством Калидасы и в России.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов – ведийский, эпический, период классической санскритской художественной литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста – черта, прослеживаемая и в последующие периоды развития художественной литературы Древней Индии. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы – Махабхарата и Рамаяна. Основная канва Махабхараты – повествование о соперничестве двух царских родов – Кауравов и Пандавов, о 18-дневной битве на поле Куру. Авторство поэмы традиция приписывает мудрецу Вьясе. В основе повествования Рамаяны – рассказ о походе на остров Ланка царя Рамы для спасения своей возлюбленной Ситы, похищенной царем демонов Раваной. Рама и Сита стали любимыми героями миллионов индийцев, их преданность друг другу, победа добра над злом и сегодня остаются в Индии символом благородства и высоких нравственных идеалов. Многие сюжеты эпоса составили канву художественных сочинений последующих эпох, они популярны в современной Индии. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра, и это нашло свое отражение в специальных трактатах по драматургии. В одном из них, Натья-шастре, подробно излагаются задачи театра, различные виды представлений и т.д.

Большую популярность среди санскритских сочинений приобрела Панчатантра – сборник рассказов и притч, в значительной степени основанных на фольклорном материале. Буддийская литература (поэма Буддхачарита – жизнеописание Будды) свидетельствует о появлении в Индии нового жанра – искусственного эпоса, где очень сильно чувствуется влияние народной поэзии. Высокого уровня достигла теория литературного творчества, в том числе поэзии. Подробно разрабатывались правила стихосложения, составлялись специальные тексты по метрике, трактаты по поэтике.

Справка. Санскрит (от санскр. самскрта, букв. – обработанный), литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи. Известны памятники I века до нашей эры. Отличается строго нормализованной грамматикой. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной, Центральной Азии и Европы. В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и культа, в узком кругу – как разговорный язык. Санскрит применяет разные типы письменности, восходящие к брахми.

Далее ► Архитектура и искусство Индии