Считается, что наивысшего расцвета Древний Китай достиг при Цинь Ши-хуанди. Однако это справедливо только отчасти. Основанная им империя оказалась недолговечной, а утвержденная им династия Цинь не получила преемников. Император устанавливал свою деспотическую власть насилием. Знать и интеллектуальная элита подвергались жестоким репрессиям. Известен факт закапывания живьем 460 ученых-конфуцианцев. Тысячи ссылались на каторжные работы, строительство стены и канала. Сжигались сочинения конфуцианцев и других инакомыслящих.
В ханьскую эпоху наметился отход от радикальных реформ Цинь Ши-хуанди, отказ
от легизма и возврат к древним традициям и конфуцианству. К первым десятилетиям правления династии Восточной Хань относится процесс
складывания своего рода магнатского землевладения. Наиболее богатые
землевладельцы, так называемые хаоцзу, то есть «могущественные дома», брали под
патронат маломощные земледельческие хозяйства, получая, видимо, с них
натуральные поборы, но платя за них государственные налоги. Таким образом,
мелкие сельские хозяева становились лично зависимыми от магнатов, причем
патронат фактически привязывал крестьян к земле. Магнаты присваивали себе и
право суда над своими крестьянами. Существование крупных магнатских хозяйств,
близких к натуральному, с публично-правовыми функциями приводило к упадку
денежного обращения и возрождению натурального товарообмена.
Рабство в Китае по-прежнему было распространено повсеместно, причем одним из
важных его источников было обращение в рабство по суду за совершенные
преступления. Тем не менее, рабство не могло играть сколько-нибудь существенной
общественной роли. В обширных магнатских хозяйствах для массовой эксплуатации
рабов не хватало средств принуждения. Власти пытались сохранить и даже усилить
централизованную администрацию и стабилизировать налогообложение, однако сумма собираемых налогов сокращалась.
Несмотря на эту неблагоприятную для государства тенденцию, во время царствования императора династии Хань Лю Сю и его непосредственных преемников наступила относительная стабилизация, и к середине I века империя вновь стала могущественной державой. Это позволило ей вновь сконцентрировать военные силы для борьбы с кочевниками. Начались новые войны против гуннов. В борьбе с гуннами Китай опирался на враждебные им племена Восточного Туркестана и Средней Азии. В 73 году, после того, как северные гунны потерпели поражение от китайских войск, находившихся под командованием Доу Гу, в Восточный Туркестан отправился талантливый полководец и дипломат Бань Чао. Бань Чао удалось привлечь на свою сторону местные племена, с помощью которых он в 91 году нанес решительное поражение гуннам, вступил в Среднюю Азию и в 97 году прошел до Антиохии Маргианы – эллинистического полиса в Бактрии.
Усиление магнатского землевладения, естественно, вело к ослаблению центральной власти и, в конечном счете, к развалу империи. В 184 году вспыхнуло восстание, направленное против имперского режима и господствовавшей конфуцианской идеологии. Это восстание, известное под названием «Желтых повязок», не носило крестьянского характера. Возглавил его даосский проповедник Чжан Цзио. Чжан Цзио и его последователи призывали к свержению существующего порядка, именовавшегося ими «серым небом», и установлению «желтого неба», которое основывалось бы на «тайпин дао» – пути великого благоденствия. Повстанцы носили в качестве отличительного знака желтые наголовные повязки. Восстание охватило большую часть империи. Инсургенты разоряли и сжигали правительственные учреждения, открывали тюрьмы, захватывали имущество и земли «могущественных домов», освобождали рабов. Движение продолжалось более 20 лет. «Желтые повязки» были разбиты, но восстание нанесло смертельный удар по имперской системе. В среде победителей-магнатов не было единства. Одновременно усилилось давление на северо-западные, северные и северо-восточные границы Китая со стороны кочевников. Все это привело в 220 году к падению династии Хань и образованию на территории бывшей империи нескольких независимых государств.
В первые века нашей эры на территорию Китая из Индии начал проникать буддизм. На местной почве он вобрал в себя множество элементов учения даосизма, так что первых буддистов в Китае принимали за представителей одной из многочисленных сект даосских проповедников. К V столетию в стране существовали десятки буддистских монастырей, владевших значительными земельными угодьями, зависимыми крестьянами, и обладали значительной экономической и политической силой.
В X-XIII веках (период династии Сун) Китай оказался разделенным на две части –
северную и южную. В Северном Китае господствовали монголоязычные кидане, от
названия которых происходит русское слово «Китай», а затем чжурчжени, говорившие
на языках тунгусо-маньчжурской группы. На юг страны, где продолжала править
китайская династия, усилился приток ханьцев с севера. В середине XIII столетия Китай был полностью завоеван монголами.
Далее ► Японская цивилизация