Ко времени династии Хань (III век до нашей эры – 220 год нашей эры) относят образование древнекитайской народности. Название династии, восходящее к названию реки Хань (приток Янцзы), стало в дальнейшем самоназванием народа. Расширение территории ханьского государства сопровождалось значительным переселением китайцев (преимущественно на юг) и, как правило, насильственной ассимиляцией местных народностей.
Основателю династии Цзинь, Сыма Яню после периода Саньго (троецарствия) досталась разоренная и опустошенная многолетними войнами страна. Хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка. Ирригационные сооружения разрушились, поля опустели, города сожжены или разграблены, торговые связи нарушены. Сыма Янь, стремясь укрепить империю и стабилизировать положение в ней, провел ряд важных экономических мероприятий. Он укрепил государственную собственность на землю. Им была введена система надельного землепользования, получившая название «чжаньтяньчжи», которая заключалась в том, что крестьяне получали два разных типа наделов: «поля во владении» (чжань тянь) и «поля, облагающиеся повинностью» (ко тянь). Крестьяне, получившие наделы, ежегодно должны были отрабатывать двадцатидневную барщину и вносить подворные подати шелковой тканью и пряжей. Надельное землепользование получило дальнейшее развитие в V столетии.
Несмотря на очевидное стремление властей снизить социальную напряженность и облегчить участь крестьянства, господствующая идеология в IV-VI веках выдвинула учение о том, что само Небо установило деление людей на «аристократов» (ши) и «простолюдинов» (шужэнь). Помимо этих основных сословий в Китае в эту эпоху существовали также рабы и домашняя прислуга. Сословные перегородки возникали и в среде аристократии (ши). Магнаты имели и собственные войска, причем принадлежность к военному сословию стала наследственной. Новое объединение Китая под властью династии Тан (618 – 907 годы) после периода феодальной раздробленности способствовало этнической консолидации ханьцев.
Правосознанию древних китайцев было свойственно различение божественных небесных предписаний – ли и земных установлений – фа. Ли определяли движение природных циклов, восход и заход солнца, смену осени, зимы, весны, лета и пр. Ли воплощались в ритуалах, церемониях, устоявшихся вековых традициях, правилах этикета. «Благодаря ли ограничивается хорошее и скверное, проявляется в нужный момент радость и гнев. Благодаря ли повинуются низы и проявляют мудрость верхи. Благодаря ли удается избежать беспорядка в этом бескрайнем меняющемся мире». Фа являлись результатом законодательного творчества государства. Фа должны были не противоречить ли, в противном случае неверные фа вели к стихийным бедствиям, нарушению природных циклов, завоеваниям.
Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу: от пробуждения – до отхода ко
сну, от рождения – до смерти; детальнейшей регламентации подлежало все: фасон
одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и интерьер жилища, даже его
удаление от императорского дворца, сервировка стола, вид носилок для выезда в
город, количество слуг и пр. Первый свод древних китайских законов был составлен
в эпоху Чжоу – «Чжоу-ли». Согласно этому кодексу вся земля считалась
государственной собственностью; верховным распорядителем земель являлся
государь. Существовали государственные повинности – уплата налогов, служба в
армии, исполнение общественных работ. Существовал непререкаемый авторитет
старших. Старший мог пользоваться имуществом младшего, и это не считалось
воровством. Все население Китая считалось подданным, и на него распространялись
телесные и увечащие наказания. Практиковались человеческие жертвоприношения,
ритуальные убийства в связи со смертью главы рода или господина.
Далее ► Общество Древнего Китая