Особое развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом считается Лао-цзы (VI – V века до нашей эры). Им, согласно преданию, был составлен трактат «Дао дэ цзин». Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.
Младшим современником Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син). Гуманность предполагала отношение к любым живым существам, как к ближайшим родственникам. Благопристойность включала в себя соблюдение ритуалов, этикета. Справедливость требовала отказа от личных, субъективных интересов и подчинение общественному долгу. Мудрость означала воспитание и всестороннее образование. Верность подразумевала патриотизм, служение государю, верность своему слову. Неразвитость этих качеств приводила к деградации общества и гибели государства. Конфуций придавал большое значение воспитанию, которое способно развить добрые качества человека и нейтрализовать пороки. Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 годы до нашей эры). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса.
Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо – «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.
Другим выдающимся мудрецом Древнего Китая был Мо Ди (V – IV века до нашей эры). Ему приписывают написание трактата «Мо цзы», в котором даны основные принципы философии моизма. Мо Ди исходил из естественного равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными». Он объяснял происхождение государства избранием самого мудрого и достойного. Он сформулировал принцип «высшей любви», соблюдение которого должно было утвердить взаимное уважение членов сообщества, помощь друг другу, осознанный отказ от чрезмерных потребностей, экономию государственных расходов. К великим мудрецам Древнего Китая относится также Шан Ян (390 – 338 годы до нашей эры), основатель легизма. Он возвел земные законы фа в абсолют. Фа, по его мнению, обладали действительной силой и вели к величию государства только тогда, когда правитель обладал неограниченной властью и сам не был связан законами. Взаимоотношения между государем и народом, согласно Шан Яну, всегда антагонистичны; поэтому государь должен подавлять силой всякий протест, физически уничтожать противников усиления государства. Образование, по его заключению, излишне, невежественным народом легче управлять; войны проистекают из естественной природы человека, они нужны для расширения могущества государства.
В VI веке до нашей эры в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим
сочинением является летопись «Чунь Цю» («Весны и осени»), редактированная и
комментированная Конфуцием. В ней содержится запись событий в царстве Лу с 770
по 481 годы до нашей эры. Само понятие «история» (шу) впервые вводится в сочинении «Шу
цзин» («Книга истории»), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь
воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках,
совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения
сановников; события доводятся до VIII века до нашей эры. В целом от китайской древности
до нас дошли около 30 исторических сочинений. Вершиной древнекитайской
историографии являются «Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня (145 – 90 годы
до нашей эры). В них дается общая история Китая с древности до империи Хань.
Далее ► Художественная культура Китая