Диктат церкви

Из стен Клюни вышел монах Гильдебранд (1013–1085 годы), необыкновенно честолюбивый и амбициозный, доведший до предела теократическую идею универсальной монархии во главе с папой. С сороковых годов XI века он реально руководил политикой Рима. Им редактировались постановления соборов, составлялись проекты папских булл. Им был предложен знаменитый порядок избрания пап, принятый Латеранским собором 1059 года, согласно которому пап надлежало выбирать на конклаве кардиналов, то есть в закрытом «под ключ» (cum clave) помещении, дабы не испытывать давления на волю выборщиков со стороны светских лиц и, прежде всего, императора. По его настоянию были приняты требования клюнийской реформы церкви, по которой отрешались от сана все священники-симонисты и скомпрометировавшие себя конкубинатом. Монахом Гильдебрандом был составлен «Диктат Папы», провозглашавший абсолютную власть понтифика, непогрешимого в своих действиях, стоявшего над церковной и светской иерархией и даже над соборами, имевшего право освобождать подданных от присяги неугодным правителям, распоряжавшегося знаками королевского и императорского достоинства. «Одному ему все князья лобызают ноги»,– заявлялось в этом документе. Гильдебранд, убежденный в святости власти пап, низко оценивал властные полномочия светских правителей. «Кто не знает,– писал он,– что короли и князья ведут свое начало от тех, которые не знали ничего о Боге, но гордостью, хищничеством, коварством, убийством, преступлениями всякого рода приобрели власть от Князя века сего, именно Дьявола, чтобы слепой страстью и невыносимой неправдой господствовать над себе подобными»; «Каждый добрый христианин,– заключал Гильдебранд, – имеет больше права на королевский титул, нежели дурные князья.» Несколько раз он был претендентом на папский престол, но терпел неудачи на выборах.

Не все разделяли убеждения Гильдебранда. Его порицал за светский экстремизм епископ Гумберт, глава того течения в церкви, которое настаивало на автаркии, то есть самостоятельности, независимости церкви. Его осуждал за властолюбие и гордыню, называя «святым Сатаной», Петр Дамиани, выступавший за союз церкви с империей. Только нарушив постановление о конклаве как условии избрания, Гильдебранд смог добиться тиары с одобрения не кардиналов, но толпы, став папой Григорием VII (1015–1085 годы). Свой понтификат он начал с низложения всех священников, купивших должности за деньги или получивших их в акте императорской инвеституры; он изгнал всех клириков, нарушивших целибат. Он проявлял себя как верховный сеньор и в чисто светских делах: инвестировал короны Польши, Венгрии, Дании, Германии, низложил императора Византии Никифора Вотаниата, угрожая ему крестовым походом, санкционировал вторжение Вильгельма Завоевателя в Англию.

Своими действиями новый папа вызвал протест императора Генриха IV (1056–1106 годы). В пять лет он был избран королем и, как писал хронист: «Не преуспел в мудрости ни перед людьми, ни перед Богом», постигнув из грамматики только одну «самосскую букву» – у – и то ее одну левую – греховную – часть. Генрих IV запретил проведение Клюнийской реформы в германских землях, созвал собор в Вормсе, который признал приход к власти Григория VII неканоническим, объявил его низложенным за впадение в ересь (он действительно имел связи с северо-итальянскими патаренами), за увлечение магией и астрологией (он вычислял по звездам судьбы своих врагов), за прелюбодейство (у него были какие-то отношения с маркграфиней Тосканской, владетельницей Каносского замка).

В ответ на это Григорий VII отлучил в 1076 году императора от церкви, обвинив его в незаконном пользовании властью, в убийстве трех королей, в том, что он «достиг власти кровопролитием и, опустошая все огнем, грабительством и мечом, домогается теперь утвердить свою неограниченную власть в церкви и государстве». Одновременно папа освободил от присяги Генриху IV всех его вассалов и подданных, вызвав тем самым всеобщее восстание против опального императора и санкционировав избрание альтернативным императором Рудольфа Швабского. Генрих IV вынужден был искать примирения с папой. Он предпринял уничижительное паломничество в грубых одеждах, босым, с женой и грудным сыном. Генриху пришлось идти длинным, обходным путем через земли сохранивших лояльность вассалов, но и там за право прохода ему порой приходилось платить целыми провинциями. В холодное зимнее время, терпя лишения, он преодолел Альпы и пришел к Каноссе, самому неприступному замку в Европе, где тогда укрывался опасавшийся за свою жизнь папа. Перед вратами замка он стоял несколько дней в униженной позе просителя, босой, с непокрытой головой, посыпанной в знак покаяния пеплом. Он был пропущен за первый ряд крепостных стен и еще три дня ожидал милости папы. Наконец Григорий VII снизошел к его мольбам и вышел, Генрих пал ниц и целовал папе ноги. Папа поднял раскаявшегося императора и снял с него отлучение. После этого Генрих IV оружием добился замирения в Германии и начал войну с папой.

Вся католическая Европа раскололась на две партии: гвельфов – сторонников папы, получивших свое название по роду Вельфов, из которого избирались анти-императоры, и гибеллинов – сторонников императора, названных так по родовому замку Штауфенов, династия которых была в то время правящей в Священной Римской империи. В 1080 году последовало второе отлучение Генриха IV, правда, уже не имевшее прежнего значения. Император овладел Римом. Папа, боясь суда и расправы, скрылся в неприступном замке Святого Ангела, а затем, вызволенный своим вассалом, герцогом сицилийских норманнов, бежал на юг Италии. Собранный императором собор назвал угодного Генриху IV понтифика.

Далее ► Распад Священной Римской империи