Автократия Византии

Населяли Византию самые различные народы, отличавшиеся по языку, культуре и даже религии. Здесь жили иллирийцы и греки, сирийцы и армяне, евреи и грузины; здесь находились отдельные славянские и германские племена; позднее, с VIII–IX веков, появятся арабские и тюркские племена. До VII века официальным языком империи являлся латинский, на котором велись судопроизводство и делопроизводство; латинские надписи сопровождали печати и монеты империи. Византия во многом являлась продолжением Римской империи. В ней были римские должности – император, сенаторы, консулы, преторы, префекты и др. Сохранялись римская военная организация, римская налоговая система. Римское право оставалось действующей системой. В то же время Византия оказывалась качественно иным образованием, основанным на православии.

В начальный период в пределы Византии (Восточной Римской империи) входили земли: Балканы с Иллириком, Фракия, Малая Азия, Сиро-Палестина, Египет с преимуществено эллинизированным населением. После захвата варварами западных римских провинций Константинополь еще более возвысился как местопребывание императоров и средоточие имперской идеи. Отсюда в VI столетии при императоре Юстиниане I (527-565) велось «восстановление Римской державы», после многолетних войн вернувшее под власть империи Италию с Римом и Равенной, северную Африку с Карфагеном и часть Испании. На этих территориях было восстановлено римское провинциальное управление и распространено действие римского законодательства в его юстиниановой редакции («Кодекс Юстиниана»). Однако в VII веке облик Средиземноморья был совершенно преображен в результате нашествия арабов и славян. Империя утратила богатейшие земли Востока, Египет и африканское побережье, а ее сильно сократившиеся балканские владения оказались отрезанными от латиноязычного западноевропейского мира. Отторжение восточных провинций имело следствием возрастание доминирующей роли греческого этноса и прекращение полемики с монофиситами, бывшей столь важным фактором внутренней политики империи на востоке в предшествующий период.  С VII века латинский язык, прежде официальный государственный язык, выходит из употребления и сменяется греческим, который специалисты называют среднегреческим, или византийским. В VII-VIII столетиях при императорах Ираклии (610-641 годы) и Льве III (717-740 годы) позднеримское провинциальное деление преобразуется в фемное устройство, обеспечившее жизнеспособность империи на последующие столетия. Иконоборческие потрясения VIII-IX веков в целом не поколебали ее прочности, способствуя консолидации и самоопределению ее важнейших институтов – государства и Церкви.

Во главе Византии стоял император, который с VII века стал называться автократором, то есть самодержцем. Собственно, автократия – это форма государственного устройства, при котором глава государства соединяет в себе законодательную и исполнительную власть, то есть обладает неограниченной верховной властью. Византийский император считался правителем «милостью Божией». Правда, «милость Божия» не прямо нисходила на государя от Бога, но косвенно, опосредованно, через волеизъявление народа. Считалось, что если различные по этнической принадлежности, языку и религии народы приходят к единому мнению по поводу кандидатуры государя, то это мнение внушено Богом. То есть автократор по существу избирался. Поэтому автократором мог стать человек любого звания, любой этнической принадлежности, но непременно православный. Государь выступал в роли агонотета, то есть третейского судьи, который должен беспристрастно разбирать споры между народами.

Правитель имел особые знаки достоинства, инсигнии: диадему, то есть двойную корону с православным крестом посредине, скипетр, державу, красный плащ с двуглавыми орлами, красные сапожки и мешочек с землей – акакию, который должен был напоминать о «голосе земли» во время выборов. Государь считался главой не только светской, но и церковной власти. Поэтому он мог созывать церковные соборы, председательствовать на них, предлагать и отклонять кандидатуру патриарха, менять церковную организацию и даже церковное учение. Поэтому автократор изображался на иконах как Святой, с нимбом над головой.

Далее ► Византийская политическая организация