Возникновение полиса Афины

Восстановление производительных сил к IX – VIII веку до нашей эры, стабилизация социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового общества. Полис (от греч. Πολις) отличался от городских поселений предшествующего времени – протополисов – наличием сообщества граждан (Πολιτης), которому принадлежал верховный суверенитет, то есть права учреждать собственные органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы, отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные единицы и т.д.

Древние афиняне
Древние строители города-государства Афины

Собственно, полис являл собой город-государство, форму социально-экономической и политической организации общества и государства. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). В дальнейшем форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.).

Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах. В IX столетии до нашей эры вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании – экклессии. Собрание избирало пожизненного правителя – архонта, который отличался от прежних басилевсов отсутствием царских инсигний и привилегий, отсутствием священнических и судебных полномочий. С 752 года до нашей эры архонты стали избираться только на 10 лет, а с 682 года до нашей эры стала избираться коллегия 9 архонтов сроком на 1 год.

Первый архонт, самый старший, назывался эпоним, и его именем обозначался год в Афинах; эпоним ведал внутренними делами, попечением о сиротах, несовершеннолетних, семейными и наследственными делами. Второй архонт – басилевс – наблюдал за религиозной жизнью, осуществлял первосвященнические функции. Третий архонт – полемарх – возглавлял войско. Остальные шесть архонтов назывались фесмофетами, то есть судьями и законодателями. Все афинские граждане делились на три сословия: эвпатридов (благородных), демиургов (ремесленников) и геоморов (земледельцев). Все они обладали избирательными правами, но только эвпатриды имели право избираться на должности.

Основание города-государства Афины предание относит к XVI-XIII векам до нашей эры. Назван в честь богини Афины (миф о ее споре с Посейдоном за право дать городу имя, возможно, отражает борьбу различных племен за господствующее положение). После покорения Греции Македонией в VI столетии до нашей эры начался упадок города, но он еще долго держался остатками своей былой славы столицы философов и поэтов, лучших педагогов Греции. Так, регулярные пожертвования делались династией Птолемеев, династией Атталидов. Уже в эллинистический период Афины стали местом паломничества для всякого образованного грека, где бы он ни жил, а впоследствии и для римлян.

Далее ► Афинский свод законов

Jane Fonda