В XVI-XVIII веках растет сила государства, расширяющего свой контроль над жизнью общества. Наиболее явственно это отразилось в почти повсеместном исчезновении сословно представительных органов. Генеральные штаты во Франции в 1614 году собрались в последний раз. Последующие 165 лет французские короли будут обходиться без них. Та же участь постигла штаты Дании в 1660 году. Английский король Карл I (1625-1649), вероятно, двигался в этом же направлении. Его, как известно, остановило начало революции. Факт усиления и централизации власти получил в литературе название абсолютизм.
С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государства Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610-1715). В Англии пик абсолютизма пришелся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах. Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию. В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а рамках отдельных княжеств.
Под абсолютизмом следует понимать систему политической власти и государственного управления, центром которой был монарх. Королевская власть сосредоточила в своих руках невиданные ранее материальные и финансовые ресурсы. В Англии после проведения Реформации и конфискации церковных владений монархия сосредоточила в своих руках такие колоссальные ресурсы, что никто уже не решался вступать с ней в соперничество. Во Франции последняя попытка родовой аристократии ограничить права короля, предпринятая в годы Фронды (1648-1653) не привела к успеху. Французская монархия, кроме того, создала систему прямого налогообложения подданных. Если в Англии введение налогов требовало одобрения парламента, то во Франции достаточно было королевского решения. Именно в это время резиденции королей превращаются в то, что принято называть двором, со своим церемониалом и значительными штатами. Ко двору были устремлены помыслы дворянства, желающего сделать карьеру и поправить материальное положение. В общественное сознание внедряется идея королевского служения и государственного интереса в качестве главнейших политико-правовых ориентиров.
Для более эффективного управления страной короли создают новые учреждения,
должностные лица которых назначаются и смещаются монархами. Полномочия вновь
назначенных должностных лиц опираются не на традицию, а только на королевскую
волю. Возникает слой профессиональных управленцев – бюрократов.
Наконец, большинство абсолютистских государств создают регулярные армии,
предназначенные как для проведения активной внешней политики, так и для
подавления внутренних выступлений. Абсолютизм стал важным фактором модернизации позднесредневековых обществ.
Он сделал значительные шаги в том, чтобы унифицировать управление,
рационализировать право, устранить внутренние таможни, скорректировать
социальные отношения, преобразовать экономику.
Далее ► Революция в Нидерландах в 16 веке