Зоил (Ζωίλος) – оратор, философ и литературный критик IV-III веков до нашей эры, родом из Амфиполя, что во Фракии, откуда один из его эпитетов: "фракийский раб". Со времени римских поэтов века Августа, Зоил – нарицательное имя критика завистливого, язвительного и мелочного. За насмешки и издевательство над Гомером Зоил был прозван "Бичом Гомера" (Όμηρομάσιξ); называли его также "собакой красноречия". Насколько можно судить по уцелевшим, довольно многочисленным его, критическим замечаниям, по названиям его сочинений и по суждениям о нем Лонгина и Порфирия, древних знатоков литературы, Зоил принадлежал к числу софистов пытливых, остроумных, но очень мало понимающих в поэзии и вовсе не сообразующихся в оценке древних поэтических произведений с миросозерцанием и вкусами общества, для которого произведения эти назначались первоначально.
В гневе на ахеян Аполлон мечет свои смертоносные стрелы сначала в мулов и собак (Илиада, I, 50); по мнению Зоила – это непристойная напраслина на божество, "ибо чем провинились перед ним мулы и собаки"? При известии о смерти Патрокла, Ахилл предается безмерной скорби и изливается в слезах (Илиада, XVIII, 22-35); вслед за Платоном Зоил повторяет, что смерть не должно почитать злом, что слезы и отчаяние – удел женщин; "даже Гекуба, при виде влекомого за колесницей тела Гектора, не проявляет такого исступления, каким Гомер наделяет здесь своего героя". В изображении Приама, выпрашивающего у Ахилла останки сына, Зоил находил несколько несообразностей: Гермес не провожал Приама до Ахиллова шатра, троянский старец запасся раньше пропуском от Ахилла. Приам и Ахилл не могли говорить так, как они говорят у Гомера; но нелепее всего вмешательство в дело Аполлона, с целью сохранить нетленным труп Гектора (XXIV, 470 сл.).
О Диомеде поэт сообщает, что Афина "пламень ему от щита и шелома зажгла неугасный" (V, 4). "Это верх нелепости, – восклицает Зоил – Что же станется с героем? Он должен тотчас обратиться в пепел". Эти и подобные примеры Зоиловой критики Гомера не более странны, нежели многие замечания Платона против царя поэтов; в том же направлении критиковали гомеровские поэмы Аристотель и александрийские грамматики, предшественником которых был Зоил.
От других древнегреческих критиков того же рода философ и литературный критик Зоил отличался, вероятно, лишь большей настойчивостью в выискивании всевозможных недочетов в Илиаде и Одиссее. Плиний старший две книги своей "Естественной истории" составил по Зоилу; Лонгин находил весьма остроумным выражение Зоила: "плачущие поросята" о спутниках Одиссея, обращенных Цирцеей в свиней. Обличители Гомера появляются в литературе уже с VII веке до нашей эры; но они выступали в интересах морали и религиозного спиритуализма, а Зоил – обличитель Гомера во имя здравого смысла.