Жрецы римские

В Риме высшая жреческая власть сначала принадлежала царю. После изгнания царей в Древнем Риме была установлена для совершения жертвоприношений должность жреца – Rex sacrificulus или sacrorum, жена которого также исполняла должность жрицы и называлась regina sacrorum. Подобным образом и греки во многих местах по отмене царского достоинства сохранили титул βασιλεύς – царь – для обозначения жреца, заступившего место царя в культе. Впоследствии наряду с rex sacrificulus стал фламин Юпитера (flamen dialis).

Жрецы миф
Жрецы Рима готовятся совершить
культовый обряд богини Кибелы

Заведование религиозным бытом, общественным и частным богослужением перешло к понтифексам, которые имели над всеми жрецами карательную власть и в коллегии которых председательствовал верховный жрец (pontifex maximus), в первые времена выбиравшийся в комициях по трибам; прочие жрецы (sacerdotes) выбирались своими коллегиями, которые охотно назначали преемниками умерших жрецов сыновей их, если они выдерживали установленные испытания. Новоизбранные посвящались понтифексами и авгурами.

Впоследствии императоры присвоили себе право избирать жрецов. Требования при выборе жрецов у римлян были приблизительно те же, что и у греков. Одежду жрецов составлял белый плащ (у понтифексов обшитый пурпуровою каймой, у авгуров, фламинов – смешанной с пурпуром) и шерстяная остроконечная шапка (apex). Высшие жрецы имели курульное кресло и ликторов, почетное место в театре и сенате, право на колесницу в процессиях.

Все жрецы были свободны от военной службы и от чрезвычайных государственных повинностей, обыкновенно были несменяемы и не могли быть привлекаемы к ответственности гражданскими чиновниками (за исключением цензора). Им были отведены земельные угодья и дома; кроме того, они получали известную часть жертвенных животных.

Сначала жрецы не допускались к занятию других государственных или военных должностей, но впоследствии от этого правила часто делались отступления. При исполнении богослужебных треб жрецы могли пользоваться содействием своих жен и детей, а при некоторых жертвоприношениях (sacra) y них состояли помощниками еще особые молодые люди и женщины (Camilli, Camillae). Во время империи отдельных коллегий жрецов насчитывалось двадцать три. Учреждение большей части жреческих коллегий римляне приписывали Нуме Помпилию.