Хамавы

Хамавы (Chamavi) – древнегерманское племя времен Римской империи, принадлежавшее к группе истевонов. Первоначально хамавы жили на правом берегу нижнего течения Рейна, напротив Зюдерзее. В 55 году до нашей эры в эту страну пришли узипеты, тенктеры и тубанты, и тогда хамавы продвинулись, по-видимому, восточнее, в страну, которая была отчасти занята бруктерами. Когда, после разгрома сигамбров Тиберием, в опустевшую страну их ушли тенктеры, узипеты и тубанты, хамавы хотели было вернуться на место своего прежнего поселения, но римляне не позволили им этого сделать и предоставили опустевшие земли в пользование своих солдат. Тацит в своем сочинении "Германия" помещает хамавов около тенктеров, в стране, которую некогда занимали бруктеры. Последние, как думал Тацит, были изгнаны и почти совершенно истреблены соседями (что было неверно). Во втором веке хамавы снова заняли свои прежние места поселения между Эмсом и Исселем, которые стали носить название "страны хамавов" Оттуда они вторгались в Галлию. Юлиан прогнал вторгшихся в Галлию хамавов и заставил возвратиться за Рейн. Хамавы вошли затем в состав "рипуарских" франков, но сохраняли, в известной мере, обособленность, что выражалось, между прочим, и в том, что у них в их стране Хамаленде действовало особое Хамавское право (или Хамавская Правда).

Вопрос о Xамавской правде может быть сформулирован в настоящее время следующим образом. Имя хамавов упоминается у Тацита и еще в некоторых памятниках, но последнее известие о них относится к IV веку; вслед за тем упоминания о хамавах исчезают. Однако, есть основания думать, что в Хамаленде остались потомки древних хамавов. Их обычаи и реципированы, по всей вероятности, в так называемой Xамавской правде. Народной правдой этот кодекс хамавов может быть назван постольку, поскольку его параграфы являются выражением самостоятельного обычного народного права, действующего в стране. Поводом для составления Хамавской Правды послужил опрос, проведенный в стране прибывшими туда посланцами Карла Великого и относящийся, по всей вероятности, к эпохе законодательных работ императора, предпринятых на Ахенском сейме 802-803 годов. Процедура записывания Правды представляется в следующем виде. По предложению посланцев или собралось судебное собрание, продиктовавшее 48 коротких параграфов, или была назначена специальная комиссия из знатоков местных обычаев, занявшаяся тем же делом. Хамавское право, в общем, сходно с правом рипуарских франков, от которого отличается только в частностях.