Евтропий – римский государственный деятель, первый министр императора Аркадия с 395 по 407 год. Варвар по происхождению, пленный раб и евнух, перепроданный несколько раз из одних рук в другие, приобретший при этом хорошее знание людей и характеров, он, попав ко двору, занимал сначала одну из низших служительских должностей во дворце. Случайно замеченный императором Аркадием, Евтропий сумел войти к нему в доверие и стал для него необходимым. Чтобы сохранить свое влияние на него, Евтропий старался окружать слабодушного и бесхарактерного Аркадия людьми дотоле неизвестными и без связей.
Устроив брак императора с Евдокией, дочерью одного франка, Евтропий быстро достиг самых высших должностей и, возведенный в звание патриция и консула, стал фактическим правителем всего римского Востока. В Иоанне Златоусте, возведенном Евтропием на константинопольскую архиепископскую кафедру, он надеялся найти слепого исполнителя своих желаний. Но в Златоусте Евтропий ошибся так же, как и в Евдокии: ни тот, ни другая не обнаружили желания слепо повиноваться воле временщика. Раздраженный Евтропий имел смелость угрожать своей избраннице удалением ее из дворца.
Евдокия не вынесла оскорбления: Евтропий был лишен власти и осужден на смерть. Надеясь найти защиту в архиепископе, Евтропий, хотя и язычник, вздумал укрыться в его церкви, то есть воспользоваться "правом убежища", которое незадолго перед тем было отменено самим Евтропием. Златоуст отказал ему в защите, произнеся при этом в церкви одно из красноречивейших своих слов на тему о суете земного величия. Евтропий был избавлен от смерти, но сослан на остров Кипр, а оттуда в Халкидон, где, по новым обвинениям, был лишен жизни через отсечение головы.
Евтропий – римский историк. О нем известно только, что он с императором Юлианом участвовал в военном походе против персов в 363 году и умер в 370 году. Его "Breviarum historiae Romanae", где кратко рассказана римская история с основания Рима до смерти Иовиана в 364 году нашей эры, отличается чистым и простым языком, удачным распределением материала и беспристрастностью суждений.