Мифология Эллады
Мифология Месопотамии
Истоки индустриальной цивилизации
История нибелунгов

Валькирии

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Валькирия с золотыми волосами
Валькирия
с золотыми волосами
Константин Васильев

Валькирия-девственница
Валькирия-девственница
Говард Дэвид Джонсон
На корабле викингов
Валькирия плывет на корабле викингов
Луис Ройо

Брунхильд
Валькирия Брунхильд
Говард Дэвид Джонсон

Валькирии ("выбирающие убитых"), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина. Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу - "чертог убитых", небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство. В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев-щитоносиц Одина, девственниц с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.

Брунгильда и Сиглинда
Валькирии Брунгильда и Сиглинда, Фердинанд Лееке, 1870

Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных князей, которые стали валькириями-избранницами богов еще при жизни, и могли превращаться в лебедей.



Современному человеку валькирии стали известны благодаря великому памятнику древней литературы, оставшемуся в истории под именем "Старшая Эдда". Здесь девы-воительницы имели имена, соответствующие их сущности - Гёндуль, Гунн, Рота, Скёгуль, Сигрдрива, Сигрун, Свава, Скульд и другие. Многие из них, наиболее древние, не поддаются переводу.

Валькирия над павшим воином
Валькирия над павшим воином, Константин Васильев, 1971

Среди поздних наиболее известны Хлекк ("Шум битвы"), Труд ("Сила"), Крист ("Потрясающая"), Мист ("Туманная"), Хильд ("Битва"). Образы исландских мифических дев-воительниц послужили основой для создания популярного германского эпоса "Песнь о Нибелунгах". В одной из частей поэмы рассказывается о наказании, которое получила валькирия Сигрдрива, осмелившаяся проявить непослушание богу Одину.



Отдав победу в бою конунгу Агнару, а не мужественному Хьяльму-Гуннару, валькирия Сигрдрива лишилась права принимать участие в битвах. По приказу Одина она погрузилась в долгий сон, по истечении которого бывшая дева-воительница стала обычной земной женщиной.
Другая валькирия, Брунгильда, после брака со смертным лишилась своей сверхчеловеческой силы, ее потомки смешались с богинями судьбы норнами, прядущими у колодца нить жизни. Скандинавы верили в то, что, оказывая влияние на победу, девы-воительницы держали в руках судьбу человечества.


После битвы
После битвы
Ларри Элмор
Валькирия
Валькирия
Клайд Колдвелл

Сражение
Сражение
Крис Дин
Дева-воительница
Дева-воительница
Клайд Колдвелл

Джулия Стрейн
Джулия Стрейн
Луис Ройо
Валькирия
Валькирия, 1864 год
Петер Николай Арбо

Валькирия 1869 год
Валькирия, 1869 год
Петер Николай Арбо
Дикая охота
Дикая охота
Петер Николай Арбо

Дагр на Скинфакси
Дагр на Скинфакси
Петер Николай Арбо
Нотт на Хримфакси
Нотт на Хримфакси
Петер Николай Арбо

Судя по поздним мифам, идеализированные валькирии были созданиями более нежными и чувствительными, нежели их свирепые предшественницы, и часто влюблялись в смертных героев. Тенденция к лишению валькирий священных чар четко прослеживалась в сказаниях начала II тысячелетия, в которых авторы часто наделяли воинственных помощниц Одина внешностью и судьбой реальных жительниц Скандинавии того времени. Суровый образ валькирий использован немецким композитором Р. Вагнером, создавшим знаменитую оперу "Валькирия".