Мир варваров
История Китая
История Рима
Мифология созвездий

Огнищане

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

По "Русской Правде" в первоначальной редакции, имя огнищане носил высший служилый класс, приравнивавшийся, по пространным спискам того же памятника, к "княжим мужам"; за убийство огнищанина была определена вира в восемьдесят гривен. По летописным известиям с 1166 по 1234 годы огнищане являются первым сословием в Новгороде. Знаменитый русский литератор, журналист и историк Николай Михайлович Карамзин считал огнищан домовитыми, зажиточными гражданами и указал на связь их с "житьими людьми". Историк Мстиславский, придавая слову "огнище" значение урочища, хранилища огня, переводит название огнищанин словами боговит, богатырь, витязь и считает их потомками древних славянских князей, владык народа, молившихся огню.

По мнению исследователя Мрочек-Дроздовского, огнищанин — славянский перевод скандинавского слова boljarl — болярин, то есть то же, что княжий человек мужского пола. Акты XVII-XVIII веков, относящиеся к северной Руси, упоминают о небольших союзах-огнищах, а писцовые книги — о подобных же союзах "печищах"; во главе тех и других стояли старейшины — огнищане и печищане. Как землевладельцы, огнищане противополагались смердам, государственным крестьянам, также владевшим землей, но не на правах собственника. Этим объясняется термин "Русской Правды" тиун огнищный — высший из всех тиунов, управлявший княжеской дворцовой челядью и дворцовыми землями князя.






Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Альвы