Энциклопедия мифологии
Мифология Древней Индии
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Ракшасы

Ракшасы (санскрит Râkshasas, от raksh = проклинать, бранить или от raksh = зaщищать) — в индийской мифологии злые демоны, упоминаемые уже в ведах, где они называются также яту, или ятудхана. Принимают всевозможные формы (собаки, коршуна, совы и других птиц, брата, мужа, любовника и т. д.), чтобы обмануть и нанести вред. Особенно их надо остерегаться женщинам во время беременности и родов, чтобы они не завладели ребенком. В Атхарваведе Ракшасы изображаются большей частью имеющими человческий образ, но иногда и чудовищами; цвет их черный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко называются Ракшасы), иногда синий, желтый или зеленый. Они едят человечье и лошадиное мясо, выпивают коровье молоко и стараются попасть внутрь человека, когда он ест или пьет. Попав в него, они начинают терзать его внутренности и причиняют болезнь. Они же — причина сумасшествия.

Вечером Ракшасы пугают людей, при чем пляшут вокруг их жилищ, крича по-обезьяньему, шумя и громко смеясь, а ночью летают, приняв образ птиц. Главная их власть и сила — ночью или вечером; их прогоняет восходящее солнце. Особенные старания обнаруживают Ракшасы, когда хотят помешать жертвоприношению; против них тогда обыкновенно призывают Агни, прогоняющего тьму и убивающего ракшасов. В позднейшей индийской мифологии Ракшасы в общем продолжают служить олицетворением мрачных и зловредных сил природы.

Не все Ракшасы одинаково злы, так что их можно разделить на три класса: 1) безобидные существа вроде Якша, 2) гиганты, или титаны, враги богов и 3) Ракшасы в обычном значении этого слова: демоны, обитатели кладбищ, нарушители жертвоприношений, которые оживляют мертвецов, пожирают людей, нападают на благочестивых и вообще причиняют человеку всякого рода вред. Главой этих последних ракшасов был Равана, вместе с которым они являются потомками Пуластьи. По другим источникам, ракшасы произошли из ноги Брахмы. Вишну-пурана производит их от мудреца Кашьяпы и жены его Кхасы, дочери Дакши. В Рамаяне рассказывается, что Брахма, создав воды, создал также и особые существа, Ракшасы, для их охранения (raksh = защищать, охранять). В этом же эпосе дается описание уродливого вида ракшасов, какими они представились союзнику Рамы, Гануману, когда он проник в город Ланку в образе кошки. Ракшасы носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т. д.

Ракшаса-лока (санскрит Râkshasa-loka) — в индийской мифологической космографии одно из подразделений, или "небес", вселенной, отведенное для жительства демонам — Ракшасам. Согласно учению философских школ Санкхья и Веданта, признающих восемь таких "небес", Ракшаса-лока будет шестым от неба Брахмы, где обитают высшие божества.

Ракшасы, в ведийской и индуистской мифологии злые демоны; их представляли в виде огромных чудовищ с многими головами, рогами, клыками. В отличие от асуров, являющихся соперниками богов, ракшасы выступают главным образом врагами людей. Царем демонов-ракшасов был Равана, десятиголовый ракшас, мифический властитель острова Ланка; один из главных персонажей "Рамаяны", враг Рамы и Ханумана, похититель Ситы.

В ведийской литературе ракшасы рисуются ночными чудовищами, преследующими людей и мешающими жертвоприношениям; они либо сами имеют устрашающий вид: одноглазые, с несколькими головами, либо принимают обличье зловещих зверей и птиц. Позднее о ракшасах обычно говорится как о великанах-людоедах, длинноруких, с огненными глазами, огромными животами, проваленными ртами, окровавленными клыками и т.п. Согласно "Махабхарате", ракшасы - потомки Пуластьи, но по другим мифам, их создал Брахма, чтобы "охранять" (отсюда их имя) первозданные воды. "Рамаяна" повествует, что столицей ракшасов был город Ланка. Во многих мифах ракшасами, вследствие дурных деяний или по проклятию, становятся смертные люди, гандхарвы и другие полубожественные существа. Так, Рама и Лакшмана закапывают в землю неуязвимого для любого рода оружия ракшасу Вирадху. Но как только они его закопали, из могильного холма поднялся прекрасный гандхарва, объяснивший, что он стал ракшасой по проклятию Куберы, а теперь, благодаря Раме, навсегда избавился от своего ужасного облика.

В другой раз Рама сжигает ракшасу Кабандху, представлявшего собой бесформенную глыбу мяса, с зияющей пастью посреди брюха и одним глазом в груди. И здесь из пламени появился гандхарва, божественный сын Лакшми, превращенный в ракшасу ударом ваджры Индры. Среди многих эпитетов ракшасов наиболее употребительны нишичары ("странствующие в ночи") и ятудханы ("бродяги"). С ракшасами часто идентифицируются другие виды злых духов, например пишачи. В мифах о ракшасах некоторые исследователи усматривают следы переосмысленных представлений об аборигенных народностях Индии.







История России



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова




Гавейн

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd