Кельтская История
История Византии
История Скандинавии
Мифология созвездий

Парджанья

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Парджанья (санскрит Parjanya, собственно "дождевая туча") — ведийский бог дождя, олицетворение дождя. В ряду других божеств ведийской мифологии Парджанья занимает подчиненное положение. В целом ряде случаев слово Парджанья имеет в Beдах чисто нарицательное значение "дождевого облака". Иногда изображается в виде быка, с некоторой, однако, неясностью относительно пола (может быть потому, что облака олицетворяются и в виде коров). Семя этого быка оплодотворяет растения и землю.

Самая характерная черта Парджанья — проливание дождя на землю, о чем его и умоляют. При этом, впрочем, заметно, что его оросительная деятельность, как и деятельность бурных Марутов (вполне второстепенных божеств), подчинена богам Митре и Варуне. Реже Парджанья представляется олицетворением грома, властителем которого он является вместе с богом ветра Вата (герм. Вотан). Еще реже Парджанья представляется в сопровождении молнии, сверкающей, когда он оплодотворяет свою жену — землю. В последнем отношении, в связи с олицетворением в образе быка и властью над громом и молнией, Парджанья напоминает Зевса — Дьяуса, сыном которого он однажды и называется. Нередко Парджанья является в обществе других богов; иногда он призывается вместе с Марутами, раза два с Агни; с Индрой его сравнивают, как бога дождя. Имя Парджанья темного происхождения. Обыкновенно его сравнивают с именем литовского громового бога Перкуна или славянского бога Перуна, с которыми он схож по основному характеру.

Парджанья, в древнеиндийской мифологии бог грозовой тучи и дождя. В "Ригведе" ему посвящено 3 гимна, а имя его упоминается около 30 раз. Парджанья слабо персонифицирован, в ряде случаев не отличим от тучи (Ригведа, I 164, 51), в чём следует видеть глубокий архаизм. Парджанья появляется в сопровождении грома и молнии (V 83 и др.), он гремит и ревет, как бык, изливает потоки дождя (его называют богом дождя и богом погоды), орошает оба мира, он связан с водой, источниками, его колесница полна воды. Громом он поражает демонов, злых людей, деревья и наводит ужас на всех; вместе с тем он предоставляет защиту (X 169, 2), приносит мед и молоко (IV 57, 8).



Наиболее тесно как атмосферное божество Парджанья связан с богом ветра Вата (X 66, 10); несколько раз вместе с Парджанья призываются и маруты. Функционально Парджанья весьма близок к Индре; в поздней литературе имя Парджанья иногда прилагается к Индре. В "Ригведе" есть упоминание о связи Парджанья с Брихаспати, заставившим его излить дождь (X 98, 1), и с Агни. Как бог дождя Парджанья имеет непосредственное отношение к плодородию. Он оживляет землю своими семенами (дождем), производит скот и семена растений и выращивает растения, идущие в пищу (Ригведа, V 83, 4-5; 10; VI 50, 12; 52,6; AB IV 15, 2-3, 15; VIII 7,21); он помещает семя не только в растения, но и в коров, лошадей, женщин (Pигведа, VII 102, 2); Парджанья не раз сравнивался с такими символами производительной силы, как бык или буйвол (мотив: буйвол, рожденный Парджанья, приносит дочь Сурье). По этой же причине Парджанья часто называют отцом.



Он отец Сомы (IX 82, 3), который возрастает благодаря ему (IX 113, 3). Жена Парджанья - Земля; в "Атхарваведе" (XII 1, 12) Земля называется матерью, а Парджанья - отцом. В этом отношении Парджанья аналогичен Дьяусу и может рассматриваться как действующее лицо архаичной мифологемы - бог грома и дождя оплодотворяет Землю. В более позднее время Парджанья выступает как один из 12 адитьев, как бог-хранитель, повелевающий тучами и дождем. Роль Парджанья в индуистском пантеоне крайне незначительна, что резко контрастирует с тем местом, которое занимал носитель соответствующего имени в древней индоевропейской мифологии.