Энциклопедия мифологии
Ведийская и индуистская мифология
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Мартанда

Мартанда (древнеинд. Martandа, буквально, "из мертвого яйца происходящий", согласно комментарию Саяны, - "птица"), древнеиндийский мифологический персонаж, один из сыновей Адити, солнечное божество. Мартанда упоминается в ведах, в брахманах, в эпосе; в "Ригведе" имя Мартанда отмечено лишь трижды. Мартанда - эпитет персонажа, который чаще обозначается другим эпитетом - Вивасват (собственно "сияющий"). Основной сюжет, известный в ряде версий (изложение его в "Шатапатха-брахмане" III, "Маркандейя-пуране" 103, 1, 3-40; 105, 1-20, "Махабхарате" в комментариях Саяны и т.п.), является общим для Мартанда и для Вивасвата, что, однако, еще не дает оснований для полного их отождествления. Адити, дочь Дакши, родила семь сыновей, составивших класс адитьев, последним из которых был Индра. Но иногда речь идет (например, Pигведа, X 72, 8-9) и о рожденном позже, восьмом сыне Мартанда.

Он появился на свет безобразным, без рук и без ног, подобный шару. Сначала Адити бросает его, но потом приносит к себе. Старшие братья Мартанда отсекают у него все лишнее. Предполагается, что после этой операции Мартанда стал солнцем (ср. древнеиндийские образы крылатого солнца, солнца как птицы, с одной стороны, и мотив птицы, рожденной из яйца, - с другой). По-видимому не случайно, солнце называют сыном Адити (Атхарваведа, XIII 2, 9, 37), а мотив бросания Мартанда и его возвращения соотносится с мотивом заходящего и восходящего солнца. С Мартанда связана идея умирания и нового рождения, определяющая, в частности, и границы временных членений. Эта преимущественно космологическая специализация Мартанда, видимо, объясняет обычное изъятие образа Мартанда из сюжетов, связанных с Вивасватом.

Образ Мартанда в конечном счете восходит к мотиву мирового яйца. Некоторые параллели, как, например, с древнеиранским Гайомартом (буквально, "живой-мёртвый") или со славянским "мертвым" яйцом ("яйцо, в котором заключена смерть Кощея") в одном варианте или мотивом яйца жар-птицы в другом, позволяют говорить не только о генетических связях указанной древнеиндийской мифологемы ("солнце из мертвого яйца"), но и о реконструкции ее более древней индоевропейской формы.



Правители Руси



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Василиск

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd