Кельтская История
Мифология Индии
Античная Мифология
Индустриальная цивилизация

Йама

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Йама (Jama — значит близнец) — божество индусской мифологии. По древнейшему натуралистическому представлению, это — божество солнца, являющееся близнецом другого светила, луны. Йама называется братом Йами (Yamî). Солнечное значение Йамы выступает в некоторых гимнах Ригведы. Он представляется сыном Вивасванта (Vivasvanti), то есть рассветающего (дня), и Саранью (Saranyu), то есть убегающей (ночи). Дневное видимое круговращение солнца служило древним индусам символом человеческой жизни. Как заходящее солнце, Йама являлся в их глазах царем подземного мира и пребывающих в нем умерших предков людей (pitaras — отцы). По древнейшим понятиям индусов, в царстве Йамы умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями.

На дальнейшей ступени развития религиозной мысли, в позднейшей индийской мифологии Йама является уже мрачным, карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы. Его сопровождают две страшные собаки, называемые его послами и уносящие обреченных смерти людей. Развиваясь в антропофизическом направлении, представление Йамы, как солнечного бога, перешло в представление о нем, как о первом умершем человеке, открывшем последующим поколениям людей путь в загробный мир. Особенно ярко это представление выражается в четырнадцатом гимне Х книги Ригведы. Однако низведение Йамы на степень человека не заглушило и в позднейшей мифологии индусов божественности Йамы: он считается Локапалой — одним из четырех или восьми мирохранителей (lokapâiâs), наряду с великими богами Агни, Индрой и Варуной.


























Top Mail.ru