Энциклопедия мифологии
История Эллады История Китая Мифология Мезоамерики Галерея мифологических существ

Чайтанья


Галерея картины мифических существ

Чайтанья (санскрит Caitanya) — основатель одной из позднейших индийских вишнуитских сект (умер около 1527), сын брахмана, родом из Тибета, поселившегося в Бенгалии. Бедный и восторженный галлюцинат, Ч. провозгласил самого себя одним из воплощений Кришны, во что продолжают верить его последователи, носящие его имя. Его главные ученики, в особенности родной брат, Нитьянанд (Nityânand), и брахман Адвайтананд (Advaitânand), также почитаются как воплощения божества. Их потомки, занимающие первое место среди учителей секты (госайнов), унаследовали, по мнению верующих, божественную природу и до сих пор сохраняют за собой первенствующее положение. Главным местом деятельности Чайтанья был город Каттак, или Нилачаль, где он и умер.

Учение Чайтанья, очень простое в догматическом отношении, распространено преимущественно в Бенгалии и вербует своих приверженцев без всякого разбора из самых низших каст, следуя в этом отношении самому основателю его, собиравшему вокруг себя людей всякого происхождения, даже мусульман. Последователи Чайтанья почитают Кришну как Параматму, то есть верховного духа, существовавшего до сотворения всех миров и совмещающего в себе и причину, и самую сущность творения. В разных своих качествах — творца, хранителя и разрушителя — он является то Брахмой, то Вишну, то Шивой и, таким образом, в бесконечных делениях своего существа и своей силы представляет собой все, что было и будет. Кроме этих общих проявлений Кришна принимает разные образы для различных целей (так называемые аватары, то есть воплощения). Главным божеством, однако, остается Кришна, принявший вид Чайтанья.



Абсолютная преданность и обожание Кришны, его подруги Радхи и Чайтанья и суеверное преклонение перед наставниками секты (гуру), доведенное до степени культа — вот главные черты последователей Чайтанья. Как у всех прочих вишнуитов, особым уважением у них пользуется святилище Джаганнатха в Ориссе и святыни города Матхуры, где пребывают главные секты госайнов. Главным актом культа является так называемый киртан (kîrtan) — "прославление", совершаемое сообща и состоящее в продолжительных гимнах и литаниях, вперемежку с плясками, за которыми иногда следуют оргии в честь Киршны — овечьего пастуха. Гимны эти (так называемые пада), на языке хинди или на старом бенгали, восходят в некоторых случаях к эпохе более ранней, чем время Чайтанья; они все — эротического и, большею частью, неприличного содержания. Вместе с биографиями основателей секты они образуют ее священную литературу.



Члены всяких каст и представители всех профессий допускаются в секту беспрепятственно, в силу убеждения, что все люди одинаково способны испытывать чувство веры и благоговения. Ввиду демократического характера секты высшие классы в Бенгалии относятся к ней презрительно; в верхних же провинциях Индии, где состав верующих в Чайтанья несколько выше по общественному положению, она пользуется большим уважением и привлекает людей с лучшим воспитанием и весом в обществе.


Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Менады
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Эльфы-Альвы


История России










Аврора


При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd