Амшаспанды

Амшаспанды, в зороастрийской мифологии бессмертные святые. Так называются в религии Зороастра во главе с Ахуромаздой семь высших духов царства света, от которых исходит создание всех видимых, хороших вещей и по решению которых все совершенное и доброе осуществляется и сохраняется. Их творец и предводитель – Ахуромазда, который председательствует в их совете и обыкновенно изображается окруженным ими.

Их имена в новоперсидском языке: Баман, Ардибегешт, Шаривер, Сапандармада, Кордада и Амердада. Последние три являются женскими божественными существами. Имена этих духов значат: благосклонный, истиннейший, воля господина, святая мудрость, всесущность, бессмертие. Каждый дух имеет своим противником дэва, каждому посвящен цветок: Ахуромазде – красный жасмин, Баману – белая лилия, Ардибегешту – майоран, Шариверу – базилик, Сапандармаде – ива, Кордаде – лилия, Амердаде – жминда. Амшаспандам подчинены ицеды, низшие светлые духи.

Амшаспанды являются, олицетворением отвлеченных нравственных понятий, но, вместе с тем, они изображены в Авесте так конкретно и пластично, что некоторыми чертами напоминают натуралистических богов. Были попытки провести параллель между ними и ведийскими Адитьями, светлыми высшими богами, во главе которых стоит верховный бог Варуна. В близком отношении к Амшаспандам стоит Сраоша – дух веры, охраняющей мир от бедствий, особенно ночью от злых духов. За ним в воинстве Ахуромазды следуют духи, называемые Язаты: это – боги древней народной религии, вошедшие впоследствии в учение Заратуштры. Важнейший из них – Мифра, олицетворение космического света, независимого от солнца, и хранитель нравственного света, правды. К воинству Ахуромазды относятся, наконец, Фраваши – души праведных, и множество светлых гениев.