История средневековья
Мифология Индии
История Мезоамерики
Мифология созвездий

Ярб

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Ярб (Jarbas), в древней истории, по мнению Тимея, Диодора Юстина и других античных мифографов и философов, царь ливийского племени мазиков, уступивший Дидоне-Элиссе, сестре царя Пигмалиона, землю для построения Карфагена, и потом добивавшийся ее руки. Когда, под давлением граждан, Дидоне оставалось только дать против своей воли согласие на брак, она под видом заупокойной жертвы, скорбящей о покойном муже, бросилась в костер. У Евстафия говорится, что после этого Ярб разрушил кремль города Бирсу с главной святыней, храмом Эгимуна, а новый город назвал ливийским именем; впоследствии он был переименован в Карфаген, что в переводе с западно-семитского языка означает Новгород. Катон называет Ярба Японом; отсюда многие древние авторы склонны сопоставлять его с царем Нумидии и Гетулии Юбой. По мнению большинства греческих и римских авторов, Ярб был богом ливийского туземного населения. Историки объясняют его имя происхождением из семитического языка, как "Йарбаал" — "Ваал пробуждает" или "пробуждаемый Ваалом", и видят в этом указание на то, что ливийское население уже было несколько пунизовано во времени сложения мифа.

Исторические сведения.
Карфаген (Καρχηδών), в древности африканский город, давший свое имя основанному им великому западному финикийскому государству. Свидетельства о времени основания Карфагена противоречивы и тенденциозны. Одни авторы связывали его, подобно началу Рима, с Троянской войной, другие — с первой Олимпиадой, точнее за 38 лет до нее, то есть с 814 годом до нашей эры. Город был расположен на небольшом полуострове в Тунисском заливе; с материком соединялся перешейком в двадцать пять стадий, будучи отделен от него тройной стеной крепостей со многими четырехэтажными башнями. Карфаген стал привлекать к себе финикийских выходцев, которые с IX столетия до нашей эры устремились в западную часть Средиземного моря, безопасную от опустошительных походов ассирийцев и мало еще известную грекам. Когда в VIII веке до нашей эры эллины тоже двинулись по намеченным финикиянами путям на запад, Карфаген был там уже первым городом, затмив собой более древние города Утику и Гадес. Карфагену пришлось взять на себя руководство в вековой борьбе семитского народа с арийским. История Карфагена есть история этой борьбы, распадающейся на два периода: греческий до III века до нашей эры, из которого Карфаген вышел победителем, и римский, окончившийся его погибелью.



Божеством-покровителем (δαίμων), необходимым во всякой семитической религии, в Карфагене была Дидона-Танит — богиня строгой, девственной старины, сопоставлявшаяся греками с Артемидой и Юноной и называвшаяся "проявлением" Ваала, вместе с которым и Эшмуном она составляла триаду богов. Ваал носил здесь имя Ваал-Хаммоне и изображался в виде сидящего старца с бараньими рогами. Почитался также Ваал метрополии, известный как бог Мелькарт, имевший храм в гавани. Свойственные финикийской религии человеческие жертвы существовали и в Карфагене.



Карфагенская религия отличалась вообще мрачным характером и не могла иметь нравственного влияния на народ, остававшийся жестоким, корыстолюбивым, недоверчивым и не внушавшим доверия. Другая черта финикийской религии — почитание вефилей — выразилась здесь в особенно распространенном обычае жертвовать божеству за исполнение прошения стелы с его символами и иногда надписью. Жрецы при практическом складе народной жизни не пользовались таким могуществом, как на Востоке, и не составляли особого наследственного класса.