Мифология Египта
История Индии
История Рима
История нибелунгов

Талфибий

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Талфибий, в греческом мифотворчестве вестник, спартанец, вместе с Эврибатом был глашатаем у Агамемнона, выполняя его поручения. Талфибий вместе с Одиссеем и Менелаем собирал войско на Троянскую войну. Гомер повествует о том, что по приказу Агамемнона Талфибий похитил Брисеиду из шатра Ахилла, а в трагедии Еврипида описывается, что глашатай Агамемнона силой отобрал у Андромахи сына Астианакта и известил троянскую царицу Гекубу о том, что ее дочь Поликсена будет принесена в жертву.

По мнению Аполлодора, изложенному в его сочинении "Библиотека", Талфибий с Одиссеем привез в Авлиду Ифигению. После войны Талфибий благополучно вернулся в Грецию и умер в своей родной Спарте (Аполлодор, III 22; Гомер, Илиада, I 320; Еврипид, Троя, 235-277). В Спарте находилось святилище Талфибия - покровителя глашатаев, считавшихся его потомками и выступавших в качестве послов от имени государства (Павсаний, III 12, 7, Геродот, VII 134).

Исторические сведения.
Спарта (Σπάρτη) в древние времена была главным городом Лаконии. Полное завоевание земель Лаконии поставило Спарту лицом к лицу с сильными соседями: на севере с аркадской Тегеей, на северо-востоке — с Аргосом, у которого спартанцы стремились отнять Кинурию и остров Киферу, на западе — с Мессенией. С ними Спарта уже очень рано вступает в упорную борьбу, около VIII века до нашей эры. Особенно удачно шла борьба с Мессенией, привлекавшей спартанцев изобилием плодородных земель. Завоеваниями и объясняется выработка в Спарте особого склада жизни.



Чтобы удержать в повиновении численно превосходную массу илотов и периэков (рабов и землепашцев), спартанцам необходимо было развить в себе постоянную боевую готовность. Чтобы не быть захваченными врасплох и перерезанными поодиночке, спартанцы сконцентрировались на жизни в городе, а это лишало их возможности заниматься хозяйством. Так утвердился взгляд, что спартанец не смеет заниматься трудом, дающим доход. Подготовка к бою, военная служба и участие в государственном управлении стали считаться тогда единственно достойными спартанца занятиями. Направляя всех к одной цели — к выработке из граждан хороших воинов, государство мало-помалу совершенно стесняет личную свободу и подчиняет своему контролю всю жизнь граждан.



С тех пор одной из специфических особенностей Спарты становится поглощение личности государством, стремящимся к сохранению гражданского равенства и простоты в образе жизни, как необходимых условий для развития воинских доблестей. Этими чертами объясняется та симпатия, которой пользовалась Спарта у некоторых представителей крайних направлений в новое время. Для достижения своей цели государство начинает отбирать у граждан детей и с семи лет воспитывает их под надзором выбиравшихся из лучших семей пэдономов в особых отрядах, где все внимание сосредоточивается на физическом развитии детей, на закаливании их и развитии ловкости, находчивости и дисциплины.