История средневековья
История Индии
История Мезоамерики
Мифология Японии

Пелоп

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Пелоп (Πέλοψ), в греческом мифотворчестве царь и национальный герой Фригии, а затем и Пелопоннеса. Сын Тантала и нимфы Эврианассы, брат Ниобы, супруг Гипподамии, отец Алкафоя, Атрея, Питфея, Трезена, Фиеста, Хрисиппа. Как любимец богов, цapь Сипила во Фригии Тантал, имел доступ к божественным советам и пирам. Такое необычайно высокое положение ввергло полубога Тантала в гордыню и вседозволенность. Убив Пелопа, Тантал пригласил богов на пир и, решив над ними посмеяться, подал им угощение, приготовленное из тела собственного сына. Но олимпийцы поняли обман; разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть Пелопа к жизни. Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены Пелопа в котел с кипящей водой; юноша вышел из него наделенным необычайной красотой (Пиндар, Олимпийские оды, I 37-50). Только одно его плечо (которое в задумчивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновой кости; с тех пор у потомков Пелопа на левом плече сохранялось белое пятно. После этого юный Пелоп рос на Олимпе в обществе богов и был любимцем Посейдона. Согласно поэтике Пиндара, Посейдон влюбился в него и унес на Олимп. Там он назначил Пелопа своим постельничим, стал кормить его амбросией, но вскоре бог вернул его на землю, даровав ему колесницу с упряжкой крылатых коней.

После того, как Тантал был обвинен за свое преступление людьми и большинством небожителей, Пелоп должен был покинуть Олимп. Он унаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царем Илом, решил переправиться в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища. В Элиде Пелоп решил добиться руки Гипподамии, дочери Эномая, царя Писы. Эномай, которому была предсказана смерть от руки зятя, заставлял женихов Гипподамии состязаться с ним в беге на колесницах. Он давал своему сопернику преимущество во времени, а затем без труда нагонял его, владея конями Ареса, и поражал ударом копья в спину. К моменту появления Пелопа в Писе Эномаем было убито двенадцать человек; их могилы показывали в Олимпии еще во втором веке нашей эры (Павсаний, VI 21, 9). Согласно одной версии мифа (Пиндар, Олимпийские оды, I 67-88), Пелоп легко выиграл состязание (или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням. Более распространен другой вариант мифа, по которому Пелоп воспользовался помощью Миртила, возничего царя Эномая: он пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию, но не дерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эномая и обладание Гипподамией в течение одной ночи. Гипподамия, покоренная красотой Пелопа, уговорила Миртила оказать Пелопу содействие. Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница разбилась и Эномай погиб (Аполлодор, II 3-9; Павсаний, VIII 14, 10-12).



Пелоп, который хотел избавиться от соучастника и свидетеля своей бесчестной победы, столкнул Миртила в море. Падая, тот проклял Пелопа и весь его род. За свое вероломство Миртил поплатился жизнью, но и над родом Пелопа нависло проклятие, долгое время преследовавшее его потомков. Это "проклятие Пелопидов" считалось одной из причин трагических испытаний, выпавших на долю сыновей Пелопа - Атрея и Фиеста и их потомков (Софокл, Электра, 504-515; Еврипид, Орест, 988-994). Очищенный Гефестом от убийства, Пелоп унаследовал трон Эномая, а затем распространил свою власть на всю южную Грецию (на Олимпию, Аркадию, Аргос и весь полуостров), которая с тех пор получила название Пелопоннес. У Пелопа было от Гипподамии шесть сыновей. Хрисипп был любимцем отца. Из зависти к нему и по наущениям Гипподамии Атрей и Фиест убили брата и бросили тело его в колодец. Пелоп открыл преступление и изгнал виновных из отечества. Из мифов о Пелопе известно еще сказание о том, как он пригласил для беседы аркадского царя Стимфала, а затем разрубил его на куски. За это преступление всю Грецию постиг голод.



С именем Пелопа в античности связывали установление Олимпийских игр. В Олимпии его потомком, Гераклом, было построено в честь Пелопа святилище, где хранились его кости. На территории Альтиса в Олимпии находился священный участок Пелопа и святилище Гипподамии, в которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения; к состязанию Пелопа с Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр. В мифе о Пелопе широко распространенный мотив похищения невесты или состязания за невесту сплелся с историческими воспоминаниями о древних связях южной Греции с малоазийскими племенами, восходящими к середине второго тысячелетия до нашей эры. Сказания о Пелопе и несчастьях его рода — излюбленные темы греческих трагиков.

Пелопиды (Πελοπίδαι) — потомки Пелопа: Атрей, Агамемнон, Орест и другие легендарные герои античности, с именами которых связано возвышение Аргоса. На сказаниях о Пелопидах сложились многие греческие трагедии.