Гармония

Гармония, в греческой мифологии, дочь Ареса и Афродиты, супруга Кадма, мать Ино, Агавы, Семелы, Автонои, Полидора и Иллирия. Свадьбу Кадма и Гармонии почтили своим присутствием олимпийские боги. Афина подарила ей золоченый пеплос, придающее хозяйке божественное достоинство, а Афродита дала Гармонии золотое ожерелье работы Гефеста, которое делало владелицу украшения неотразимой.

Гармония миф
Гармония погибает,
Жан-Батист Мари Пьер
Кадм миф
Кадм убивает дракона,
художник Хендрик Гольциус

Изготовленное Гефестом ожерелье, однако, имело свойство приносить его обладателю несчастье. О бедствиях, причиненных Гармонии, существует целый ряд рассказов древних авторов. По Аполлодору в старости Гармония и Кадм превратились в драконов и были отправлены Зевсом на Острова Блаженных. По другой версии Арес превратил их во львов.

Большинство мифологов и историков (Мёверс, Брандис, Ленорман, Дункер и др.) считает Кадма антропоморфизированным восточным божеством; самое имя его производили от семитского Qadem – Восток, а имя Европы от семитского Ereb – Запад. В нем видят Мелькарта, странствующего в поисках за Астартой и наконец соединяющегося с ней священным браком (причем Гармония тождественна с Европой и обе – с Астартой). Некоторые новейшие исследователи (Е. Мейер, Г. Д. Миллер, О. Крузиус) доказывают, что все подробности, выставляющие Кадма финикиянином, должны быть отнесены на счет позднейшей литературной обработки.

Древнейший беотийский источник – гесиодовская "Феогония" – знает Кадма царем "Кадмейской земли", то есть Фив, и ничего не говорит о его прошлом. Кадм, следовательно, туземное божество, эпоним замка Кадмеи и народа кадмеев. Рассказ о прибытии Кадма в Дельфы и о всем последующем возник под влиянием Дельфского оракула; многие его детали встречаются и в других сказаниях (о Язоне, о Пелее и Фетиде и так далее).

Еще позже появился миф о поисках Кадмом Европы – первоначально самостоятельный миф, подобный сказанию о похищении и искании Персефоны. Страны, из которых будто бы прибыл Кадм, – просто баснословные земли дальнего Востока и Юга, подобный земле Гипербореев. Представления о них возникли в аполлоновской религии, как о странах ночного и зимнего пребывания солнца. Лишь впоследствии названия их перешли на исторические земли Востока. В миф о Кадме они попали, благодаря его дельфийской редакции. Из других видных современных мифологов Группе также отвергает восточное происхождение Кадма, но видит в нем не местное божество, а одно из воплощений верховного светлого божества, ведущего борьбу с демоном мрака (драконом) и сочетающегося браком с царицей неба. Превращение в дракона знаменует победу мрака, "ежедневную судьбу солнечного бога".