История средневековья
История ислама
Античная Мифология
Мифология созвездий

Образование и наука в Древнем Риме

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

В сфере образования римляне также выступали преемниками эллинов. В Риме еще в республиканский период сложились три ступени образования: начальная школа для детей 7 – 12 лет, грамматическая школа для юношей 12 – 16 лет и риторическая школа для молодых людей 16 – 20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили греческих классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие, философию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным. Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам. Кроме этого в период империи продолжали действовать Александрийский мусейон, Афинские Академия и Ликей.

Римская наука обычно оценивается как упадочная. Это справедливо только отчасти. Рим стал родиной новой науки – юриспруденции, которая продолжала совершенствоваться в период империи. Отцом юриспруденции называют Гнея Флавия. Он происходил из семьи вольноотпущенника. В 304 году до нашей эры, будучи писцом коллегии понтификов, он опубликовал свитки понтификов и фасты, сделав их объектом свободного обсуждения и толкования. В дальнейшем Гней Флавий избирался трибуном, претором и закончил карьеру сенатором. Он же в 509 году до нашей эры ввел новое летоисчисление от установления республики. Во II веке до нашей эры появляются первые трактаты по праву, например, «De iure civile» Катона Младшего и Юния Брута. В I веке нашей эры возникли правоведческие школы – Сабинианская и Прокулианская, получившие названия по именам самых выдающихся правоведов того времени – Сабина и Прокула. Во II–III веках сформировалось классическое римское право, высшими авторитетами в котором признавались Павел, Папиниан, Гай, Ульпиан, Модестин. Им принадлежит заслуга разработки частного и публичного права, основных правовых категорий и понятий. В IV веке сочинения этих правоведов были наделены нормативной силой, как законы. В 426 году был принят закон о цитировании, согласно которому нормой становятся ссылки на указанные авторитеты.

Получила развитие политическая теория. Здесь наиболее значительными представляются труды Цицерона и Полибия о республике как о смешанной форме правления, обладавшей одновременно разделением властей.
В естественных науках отмечается значительная степень заимствования эллинских знаний. Цельс обобщил достижения греческой медицины. Гален продолжил практику анатомических вскрытий. Основателем собственно римской науки нередко называют Варрона, составившего энциклопедию наук; помимо обширных естественнонаучных познаний он демонстрировал глубокое понимание римских религиозных и бытовых традиций, римских памятников древности, римского театра, латинского языка и пр. Универсальным энциклопедистом выступал Плиний Старший, автор «Естественной истории». Вергилий, пользующийся славой первого поэта Древнего Рима, обнаруживал незаурядные агрономические познания в своем сочинении «Георгики». Создавались теоретико-практические трактаты по архитектуре (Витрувий), об акведуках (Фронтин), по ботанике (Диоскордий), создавались географические сочинения (Помпоний Мела, Клавдий Птолемей), дорожные карты, например, «Таблицы Пейтингера»; геометр Паппа продолжал совершенствовать исчисления площадей и объемов; математик Диофант пользовался буквенными, а не цифровыми значениями при решении уравнений, предвосхитив появление алгебры; астроном Сосиген производил календарные вычисления, заложив основы Юлианской реформы календаря; алхимик Зосима открыл свойства серы, ртути, кислот. Вместе с тем можно отметить отступление римской науки периода империи в область эзотерии: астрономия превращалась в астрологию, медицина – в магию, математика и геометрия – в мистику чисел и фигур, химические познания становились алхимией, то есть особой символической химией.



В гуманитарных науках римляне также отталкивались от греческих идей. Сципион Эмилиан – первый римский философ – говорил и писал по-гречески, придерживался учения греческих стоиков. Лукреций, автор философской поэмы «О природе вещей», развивал доктрину Эпикура; он отвергал идею бога, выдвигал теорию прогресса, вводил трехчленную периодизацию развития человечества – каменный, медный и железный века. Значительна роль Цицерона в разработке латинской философской терминологии. Основателем римского стоицизма был Сенека, воспитатель будущего императора Нерона, которого называют «дядей христианства»; он развивал учение о внутреннем достоинстве человека, которое могло делать раба возвышающимся над свободным; учил о загробном воздаянии. Стоиком был и Марк Аврелий, император-философ; он проповедовал отказ от всего внешнего, покорность судьбе.
В период принципата возникло учение гностиков, основателем которого считается Филон Александрийский; он различал избранных, обладавших духовным знанием (гносис), и чернь, чуждую духовности. Тогда же зародилась и христианская теология, подвергшая резкой критике языческую науку за ложное многознание. Один из первых теологов – Тертуллиан – провозгласил принцип превосходства веры над знанием: «Верю, ибо абсурдно» (credo quia absurdum est). В период домината получил развитие неоплатонизм, виднейшим представителем которого был Плотин – последнее достижение умозрительного знания римской и вообще античной культуры.



Родоначальником римской исторической науки считается Энний (II век до нашей эры). Высшего расцвета римская историография достигла в период империи. Самым блестящим историком был Тит Ливий, оставивший «Историю Рима от основания города». Из представителей греческой интеллигенции, писавших на латинском языке, наибольшей известностью пользовались Дионисий Галикарнасский, написавший книгу «Римская археология» и утверждавший о родстве римлян и греков, и Плутарх, автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний». Вершиной римской исторической мысли стали «История» и «Анналы» Тацита; он резко отрицательно относился к империи и императорам, крайне болезненно воспринимал деградацию римского гражданского общества.

История древних цивилизаций

Художественная культура и религиозные воззрения