Энциклопедия мифологии
Византия
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Византийская философия, теология и науки

Говоря о науках в Византии, также нужно отметить сохранение преемственности с античностью. В философии блистал Ямвлих (середина III века — около 330), последователь платоновской традиции; христианские писатели изображали его тайноведцем и чудотворцем, вызывавшим демонов. Он высказал мысль о том, что все восточные и греческие мудрецы возвещали одну и ту же истину, о том, что существует некое согласие между различными учениями и религиями. Эта мысль предвосхитила открытия эпохи Возрождения. Другим ярким представителем платоновской философии был Прокл (412—485 годы), прекращавший засухи и землетрясения, общавшийся с Афиной и исцелявший; он развил учение о Едином, которое существует в трех ипостасях. Наиболее загадочной фигурой был неизвестный философ-богослов, писавший под псевдонимом Дионисий Ареопагит (V век). Он довел до совершенства апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное) богословие, определяя Бога то через отрицание – Неизречимый, Неизобразимый, Непознаваемый, Непостижимый и т.д., то через утверждение – Вездесущий, Всесильный, Всемогущий и т.д. Он дал итоговое определение: Бог есть тождество избыточного света и непроницаемого мрака.

Основательную критику язычества, языческой философии и вообще языческой науки дали отцы греческой церкви – Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст и др. Они осуждали астрологию, магию, суеверия, отвергали одушевление природных и небесных сил. Византийский богослов, философ, поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики Иоанн Дамаскин (675—749 годы) провозгласил наукой наук теологию, свободную от языческой мифологизации. Византийские отцы церкви разработали теорию красоты, различая видимую и невидимую божественную красоту, телесную и душевную красоту. Более значима – последняя. Человек обладает, согласно Григорию Нисскому, врожденным стремлением к душевной красоте. В византийской теологии наиболее полное развитие получила теория света. Было введено понятие «фотодосия», то есть «светодаяние», нисхождение света из высших, трансцендентных сфер к земной. Именно в Византии была обоснована теория образа и символа, оказавшая влияние на западное и славянское богословие. Главным теоретиком в этой области был Иоанн Дамаскин.
В географии продолжали доминировать античные воззрения о шарообразности Земли. Существовали карты, периплы с описанием береговой линии Средиземного моря; создавались глобусы. Василий Великий предвосхитил теорию круговорота воды в природе. Предпринимаются рационалистические попытки объяснения солнечных и лунных затмений, землетрясений, различных метеорологических явлений.

В естественных науках византийцы успешно продолжали эллинистические традиции. Лев Математик ввел буквенные обозначения чисел и сделал важный шаг на пути к алгебраическим счислениям. Анфимий из Тралл (VI век) описал методы построения эллипса и параболы, изучал свойства зеркал. Евтокий Аскалонский (V–VI века) решал кубические уравнения. Исидор Милетский изобрел циркуль и решал задачи о квадратуре круга. Синезий Киренский усовершенствовал астролябию. Иоанн Филопон создал прибор для определения времени ночью. Он же предвосхитил понятие импульса и кинетической энергии. Олимпиодор развил учение об отражении лучей от зеркальной поверхности (катоптрика) и учение об оптических измерениях (диоптрика).
Создавались энциклопедии, например, медицинская, составленная Аэцием из Амиды (VI век), сельскохозяйственная, называвшаяся «Геопоники» (Х век), лексикон «Суда», дающий сведения по всем областям знания. Византийцы раньше, чем европейцы, познакомились с индийским числом «0», арабскими цифрами. Симеон Сиф (XI век) высказал мысль о большей скорости света в сравнении со скоростью звука, поэтому человек вначале видит молнию и только потом слышит гром.
Византийские медики знали наркоз. Делались хирургические операции. При монастыре Пантократа была клиника на 50 коек; в ней были хирургическое, гинекологическое и инфекционное отделения с постоянным штатом врачей и ассистентов. Были специальные больницы для душевнобольных. Византийские врачи знали средства сохранения молодости и долголетия.

История древних цивилизаций
Художественная культура Византии












Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd