Экономика мусульманской цивилизации

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры, социально-политического и даже религиозно-экономического устройства; то есть тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство»).

Основой экономики мусульманской цивилизации в отличие от выше рассмотренных восточных цивилизаций было кочевое скотоводство. В эпоху средневековья оно носило исключительно экстенсивный характер, требовало непрерывного расширения и обновления пастбищных территорий. Подобный характер экономики стал одним из факторов небывалой по масштабности экспансии мусульманских народов, сначала арабов, потом тюрков-сельджуков, затем монголов и, наконец, турков-османов.

Налогообложение учитывало разделение общества на мусульман и немусульман. Мусульмане, прежде всего, должны были вносить закят, который не был налогом, не взимался чиновниками и не имел установленной властями ставки, но считался добровольным пожертвованием, «милостыней» бедным членам общины. Кроме этого, мусульмане платили десятину. Немусульмане обязаны были платить джизью – подушный налог и харадж – поземельный налог, варьировавшийся от трети до половины урожая. Принявший ислам тотчас же освобождался от уплаты джизьи и хараджа. Эта религиозно-экономическая политика обусловила сравнительную легкость массовой исламизации завоеванных стран.

Далее ► Социальные отношения мусульман

История Египта
Боги Мезоамерики
Kings Russia