Архитектура и искусство Древней Индии

Первые памятники архитектуры и изобразительного искусства древней Индии относятся к эпохе хараппской цивилизации. В эпоху древности большинство сооружений возводились из дерева, и поэтому до наших дней они не сохранились. В первые века нашей эры в строительстве начинают применять камень, религиозная архитектура этого времени представлена пещерными комплексами, храмами и ступами – каменными сооружениями, в которых согласно традиции хранились реликвии Будды. Из пещерных комплексов самыми впечатляющими являются комплекс в Карли (около Бомбея) и в Эллоре. Первый имеет 14 метров в высоту и ширину, 38 метров в длину. В центральном зале монолитные колонны, множество скульптур и ступа для поклонений. К V веку нашей эры относится наземный индуистский храм в Санчи, известный своей ступой, окруженной воротами и оградой. В Индии до настоящего времени сохранились десятки древних храмов и святилищ. Так, например, в Ченнаи расположено множество индуистских храмов: храм Шивы, храм Партхасаратхи (VIII век) и др. Близ Ченнаи на берегу Бенгальского залива находится храмовый комплекс Махабалипурам (Мамаллапурам, VII век). Кстати считается, что в католическом кафедральном соборе Ченнаи (1504), захоронены останки самого апостола Фомы, проповедовавшего христианство среди жителей Индии.

В Древней Индии существовали несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская, школа Амаравати. Наиболее известным памятником живописи являются стенные и потолочные росписи в 29 пещерах Аджанты, разнообразные сюжеты передают сцены из жизни Будды, раскрывают мифологические темы, сцены из повседневной жизни и дворцовую тематику. Поражает прекрасная сохранность живописи, несмотря на многовековой возраст росписей, влажный климат и локализацию – открытые пещеры, что говорит о том, что древние индийцы прекрасно владели искусством укрепления грунта, который состоял из двух слоев, связанных пчелиным воском, патокой, камнем, после высыхания внешнего грунта стену лощили и поливали известковым молоком. Приступая к нанесению рисунка, мастера вначале делали контур, который раскрашивался. Цвет играл в картине очень важную роль, например, боги изображались только белыми красками, а злые персонажи изображались любым другим цветом.

Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы исчисления и использование нуля, применение которого связано с появлением нового мировоззренческого понятия «пустота». Древнеиндийская система обозначения чисел определила современную систему нумерации и легла в основу современной арифметики. Благодаря разработке учения об абстрактном числе и выработке цифровой системы высокого уровня развития достигла алгебра. Некоторые математические термины, которыми пользуются и современные ученые, имеют индийское происхождение, например, цифра, синус, корень. Трактаты по астрономии свидетельствуют о высоком уровне астрономических знаний, например, высказывания о вращении Земли вокруг своей оси встретило сопротивление в лице жречества и ученых-ортодоксов, которые придерживались религиозно строгой концепции строения Вселенной.

До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа (наука о долголетии), которая зародилась здесь в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека, значительное внимание уделялось личной гигиене и диете. Данные о развитии хирургии упоминают триста видов различных операций и сто двадцать хирургических инструментов. Популярная сегодня на Западе тибетская медицина основана на традициях древнеиндийской аюрведы. Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных «жизненных сока»: ветер, желчь и флегма – их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. В Древней Индии высокого уровня развития достигла наука о языке, что было связано с исключительной ролью в индийской культуре устной традиции и очень рано сложившейся концепции божественного характера речи. Считалось, что речь лежит в основе всех наук и искусств. В грамматике Панини «Аштадъяи» или «Восьмикнижье» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между лингвистическими теориями древних индийцев и современной европейской лингвистикой. Уже с глубокой древности Индия была тесно связана с другими странами Востока и античного мира, что способствовало обмену культурными достижениями. В период хараппской цивилизации установились торговые и культурные контакты с Месопотамией, Ираном, Средней Азией, в эпоху Маурьев – с Египтом, Юго-Восточной Азией и Дальним Востоком. Индийские посольства, судя по сообщениям античных авторов, достигали Рима при императорах Августе, Траяне, Адриане, Аврелиане.

Далее ► Цивилизация Древнего Китая