Демоны и Бесы

Демон
Демон
Геральд Бром
Сражение Гэндалфа
Сражение Гэндалфа
Петар Мезельджия
Демон подземелья
Демон подземелья
Геральд Бром
Исчадие земли
Исчадие земли
Лес Эдвардс
Племя демонов
Племя демонов
Брюс Пеннингтон
Одинокий демон
Демон
Рик Берри
Демон-воин
Демон-воин
Жан-Пьер Тарге
Демон на вершине
Демон
Лес Эдвардс
В ожидании жертвы
В ожидании жертвы
Лес Эдвардс
Амазонка и демоны
Амазонка и демоны
Луис Ройо
Демон Стоунхенджа
Демон Стоунхенджа
Майкл Вэлан
Крылатый монстр
Крылатый монстр
Геральд Бром
Вызывание демона
Вызывание демона
Френк Фразетта
Адское пекло
Адское пекло
Лес Эдвардс
Явление демона
Явление демона
Ровена Моррилл

Собственно, наиболее подробная классификация демонов приведена в книге Лемегетон Ключ Соломона (Lemegeton Clavicula Salomonis). Лемегетон – сборник магических книг, известный в разных вариантах с XVII века, он включает в себя подробные списки имен добрых и злых сущностей с их символами (сигилами), описание магических принадлежностей и методов работы с их помощью.

Первая книга Лемегетона именуется Гоетиа (Goethia, греч. «колдовство, волшебство»). Гоетиа – самая известная из средневековых магических книг, включает в себя каталог семидесяти двух зодиакальных князей-демонов и подробнейшие методы работы с ними, описание магических орудий, заклинаний и пентаклей. Текст этой книги с иллюстрациями и сигилами князей-демонов, также пентаграммами ключей защиты можно найти в Библиотеке сайта Арт Планета Small Bay в книге → Гоетия или Малый Ключ Соломона.

Демон, в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, он бесследно исчезает. Демонами в античной мифологии называются также низшие божества, посредники между богом и людьми. По Гесиоду, поколение «золотого века» превратилось в благостных демонов. В римской мифологии демону соответствует гений.

В христианских представлениях демоны связаны исключительно со злой силой. В мифологиях народов Западной Европы демонами называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов. Демоны в представлениях христианских европейских народов это падшие ангелы, восставшие против Бога. В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами».

Бесы, в древнеславянской мифологии – злые духи. Слово «Бесы» – общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s – «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианских представлениях бесы – слуги и шпионы дьявола, они – воины его нечистого войска, противостоят Святой Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом. Они – враги человеческого рода, насылают болезни (особенно душевные – беснования), сеют рознь и зависть между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем. Бесы, как и Дьявол, когда-то были слугами Божьими – ангелами, но вследствие ложного выбора склонились ко злу. Как напоминание об изначально ангельской природе у них остались крылья (в западной традиции это крылья нетопыря). Отпадение бесов от Бога в Новом Завете упоминается, в частности, в Послании к иудеям Апостола Павла (6), Апокалипсисе (12, 9) и др. В Евангелии от Матфея (8) Иисус вселяет бесов в стадо свиней. Помимо внешнего отдаленного сходства с ангелами, бесы сохранили власть над пространством и стихиями. Они могут проникать в человеческие мысли, внушать людям неправедные желания, подстрекать ко злу. Но им недоступно проникнуть в истинно праведную душу. Бесы искушают всех людей, но по распространенным и на христианском Западе и Востоке представлениям, они особое внимание уделяют искушению монахов, а среди них – пустынников и аскетов. Исходя их этих представлений, отшельники на заре зарождения монашества селились в местах, которые молва считала местом скопления нечистой силы с намерением сразиться с бесами в самом их «гнезде». Особенно популярны предания об искушении основателя монашества – Антония Великого.

Как и ангелы, бесы появляются и исчезают по своему желанию. Они носят различные личины, причем могут принять и образ ангела и даже самого Иисуса Христа (легенда об ученике Франциска Ассизского). Близость бесов узнается по ощущению смутной тоски, тошноты, по беспричинному судорожному смеху. В средневековой Европе особенно популярными были легенды о явлениях бесов, искушающих людей плотским совокуплением (инкубы-«мужчины» и суккубы-«женщины»). Бесы могут являться в обличьях черного пса («Фауст» И. В. Гете) и черного кота. На исходе Средневековья в Европе бесов чаще всего представляли в виде самых необычных фантазийных созданий. Чаще всего их изображали похожими на фавнов и сатиров: с небольшими рожками, копытцами, хвостом.

В мифологии восточных славян – белорусов, русских, украинцев – общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как злыдни, черти, бесы – нечистая сила, нечисть. По народным верованиям, восходящим к книжной традиции, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям – она появляется из некрещенных детей или детей, рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц. Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева. Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; "нечистые" деревья – верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и т.д.

Нечисть наиболее опасна была в "нечистое" время года и суток; в некрещеные или поганые дни Святок; в ночь на Ивана Куполу, в полночь и полдень, после захода и до восхода солнца; нечисть могла появляться в виде катящегося клубка, огненного, водяного или пыльного столба. К ее внешним признакам относились сиплый голос, шум, треск, вой, мгновенные смены облика. Демоны пугали людей, душили, щекотали до смерти; "водили" людей, толкали на грех, побуждали к самоубийству, соблазняли женщин, похищали детей. Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п. Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу. Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т.п.