Яса ("запрет", "наказ", также "налог", "подать") – название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курилтае и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Ни в монгольском подлиннике, ни в полном переводе Яса до нас не дошла; мы ее знаем по сообщениям и выдержкам персидских и арабских историков монголов; их сведения подробно сопоставил историк Гаммер в "Geschichte goldenen Horde"; то же делали последующие европейские историки, как Березин, Эрдманн, Хоуорт и другие.
Восстановляемые таким образом положения Яса распадаются на пять
отделов:
1) преступления, караемые смертью,
2) война, ее ведение и военное устройство,
3) семья и семейный строй,
4) похвальные доблести,
5) различные запреты.
Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясой, заимствован из образцов китайских. Синолог В. Васильев, познакомившись с Ясой по изложению персидского историка Рашидеддина, отказывался видеть в Ясе свод законов; по его мнению, Яса – вовсе не закон, а то же, что изречения каждого китайского богдыхана, ему приписываемые и после его смерти издаваемые. Как на образчик таких изречеий, В. Васильев указывал на статью "Домашние изречения Канси".