Ваю (санскрит Vâyu от корня vâ = индоевропейское, vê = старославянское ве-: веять, дуть. Другое название – Vàta, от того же корня, родственно германскому слову Вотан) – индийский бог ветра. Природное значение его ясно, индивидуальные особенности не выработались. Ваю – очень почитаемое божество и получает при жертвоприношении первый глоток Сомы (священный напиток в Ведах). По индийскому преданию (Gopatha-Brâhmana), верховный бог Брахман (Брама), после создания воды из своего пота, создал землю – из своей ноги, воздух – из своего чрева, небо – из своего черепа. Затем он создал трех богов: Агни (огонь) для земли, Ваю (ветер) для воздуха и Адитья (Солнце) для неба. Наконец, он создал три Веды: Ригведа происходит от Агни, Яджурведа от Ваю, Самоведа от Адитья. Рядом с Ваю олицетворением ветров (бурных) являются в Ведах Маруты, сыновья бога Рудра (буря), помощники и спутники Индры. Ваю также призывается вместе с Индрой, но реже, чем Маруты.
Ваю в ведийской и индуистской мифологии тесно связан с Вата. Ему посвящен целиком один гимн в "Ригведе"; в нескольких гимнах он славится вместе с Индрой. Ваю более индивидуализирован, чем Вата, хотя и его характеристики довольно неопределенны (у него приятная внешность, он тысячеглаз, быстр, как мысль, касается неба и т.д.). Ваю рожден двумя мирами ("Ригведа", VII 90, 3), заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), появляется утром; у него сияющая колесница и множество коней (99, 100, 1000), иногда – быков; с ним в колеснице сам Индра. Ваю щедр, благосклонен, у него богатства, которые он дарит, он награждает жертвователя сыном, даёт потомство, имущество, коней, быков, славу, предоставляет убежище, рассеивает врагов. Помимо связи с Индрой и с марутами, которых Ваю родил (I 134, 4), подчёркивается связь с сомой: Ваю имеет право (иногда наряду с Индрой) на первый глоток сомы; сома приятен ему, течет навстречу и т.д.
Однажды упоминается, что Ваю – муж дочери Тваштара (VIII 26, 21-22). К Ваю обращаются одновременно с Индрой и Парджаньей, ему приносят в жертву животное белой масти ("Майтрейя-самхита", II 5, 1). Ваю – жизненное дыхание ("Ригведа", I 164, 31-32) и сам возник из дыхания Пуруши (X 90, 13). В послеведийский период образ Ваю становится более определенным ("Вишнудхарма-пурана", LVIII 1-6: антропоморфное изображение), он входит в ряд сюжетов. Так, в "Рамаяне" (I 1, 17, 35) Ваю влюбляется в дочерей Кушанабхи и, оказавшись отвергнутым, проклинает их; там же (IV 1, 32; V 2, 17-22; V 3, 27-34) Ваю выступает как отец Ханумана и Сампатина (в "Махабхарате" он отец Бхимы). В "Бхагавата-пуране" Ваю по просьбе мудреца Нарады разрушает вершину горы Меру, которая падает в море, давая начало острову Ланка. В ряде случаев Ваю сопровождает Индру в битвах; в мифе о победе над Вритрой в версии "Шатапатха-брахманы" (IV) боги посылают на разведку Ваю.
В сказании о соперничестве Вишвамитры и Васиштхи из-за коровы Сурабхи (Рамаяна I) Индра посылает Ваю и Каму помочь апсаре Менаке. Иногда Ваю выступает как даритель: Карттикее ("Сканда-пурана") он дает колесницу (сказание о Сканде – "Матсья-пурана"), Кали – уши, лук и стрелы ("Маркандейя-пурана"). Существенно превращение Ваю в одного из хранителей мира ("Локапалы"), в его власть был отдан северо-запад, его животным (вахана) стал олень ("Матсья-пурана"). В "Вишну-пуране" упоминается, что Ваю входит в группу васу. В упанишадах Ваю нередко появляется в списках и при классификациях. Ближайшее мифологическое соответствие Ваю – авестийское Вайю.