Сарасвати

Сарасвати, главная для ведийских ариев река, в древнеиндийской мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины; как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита. В "Ригведе" Сарасвати посвящены три гимна, она является наиболее почитаемой рекой. Синдху называется матерью Сарасвати.

Сарасвати
Сарасвати, богиня искусства, музыки и литературы

В "Ригведе" рассказывается о царях и людях, живущих по берегам Сарасвати. Она благодатна, полноводна, стремительна; течет из горы к морю; ее поток величием превосходит все другие воды; вода ее чиста, своими волнами Сарасвати разрушает горные вершины. Она семичленна, и у нее семь сестер, она – мать потоков, лучшая из матерей, рек и богинь, дочь Павиру, молнии и жена героя Сарасвата. Сарасвати заполняет воздушное и все другие пространства. Ее просят спуститься с неба, с великой горы и принять участие в жертвоприношении; она называется асурской и божественной, что говорит о ее небесном происхождении.

Сарасвати – очистительница, она лечит Индру, несет дары, пищу, потомство, жизненную силу, бессмертие; упоминается ее грудь и её молоко; она создает телесный плод и она же убийца врагов. У Сарасвати золотая колесница, она богата лошадьми, защищает певцов, связана с поэзией, она – богиня священной речи. Не случайно, что уже в брахманах Сарасвати отождествляется с богиней Вач, речью, а в послеведийский период вообще становится богиней красноречия и мудрости, супругой Брахмы, изобретательницей санскрита и алфавита деванагари, покровительницей искусств и наук (подчеркиваются красота, изящество, простота, белизна Сарасвати).

В ведах Сарасвати связана с мужским партнером Сарасватом, в текстах упоминаются его оплодотворяющие воды, он сравнивается с освежающим дождем; с Агни и марутами, с Индрой и Ашвинами, с Вадхрьяшвой, которому она даровала сына Диводасу. С богиней жертвоприношений Илой и богиней песнопений Бхарати (иногда – с Махи и Хотрой) Сарасвати образует триаду, восседающую на жертвенной подстилке.

В послеведийскую эпоху изменение функций и облика Сарасвати соотносится с появлением новых сюжетных связей. Сарасвати, дочь Дакши, очаровывает стражей небесной сомы гандхарвов и выманивает у них сому, сама же уходит к богам (в "Шатапатха-брахмане" этот сюжет связан с Вач). В других случаях Сарасвати – дочь Брахмы или его жена; наконец, позже ее называют и женой Вишну, на основании чего образ Сарасвати обнаруживает тенденцию к смешению с образом Лакшми. В сюжете "Рамаяны" о нашествии ракшасов на север Сарасвати выпрашивает у Брахмы сон для брата Раваны Кумбхакарны. В текстах "Брихаддхарма-пурана" сыну Шивы Сарасвати подносит перо для письма и цветные чернила. Часто Сарасвати выступает под другими именами – Брахми, Бхарати, Шарада, Вагишвари, Путкари. Известны изображения Сарасвати в памятниках Элоры.