Демоны Древнего Востока

Демоны ассирийской, аккадской, шумерской, семитской, вавилонской мифологии

Абаддон или Аваддон в переводе с иудейского означает место разрушения и гибели, кроме того в семитской мифологии это имя демона-разрушителя. Могущественный демон истребления Абаддон считается главнокомандующим тёмных сил Ада, военным советником Сатаны.

Адрамелех упоминается в Библии как ассирийское божество, которому наравне с Молохом приносили человеческие жертвы. В поздней Каббале Великий Канцлер Ада и глава Верховного Совета демонов Адрамелех назывался восьмым из десяти архидемонов.

Ажи – в зороастрийской мифологии чудовища, драконы, порождения злого божества Ахримана, иногда его перевоплощения. В религии Зороастра и священных текстах Авесты злой бог Ахриман и ажи погубили первых животных и первобытных людей.

Ангро-Майнью – в древнеиранской мифологии глава сил тьмы, зла и смерти, ярый враг Ахурамазды, сопровождаемый свитой злых духов. Он породил чародейство, грехи, колдовство, зиму, смерть, ядовитых змей и насекомых, болезни, старость и погубил первого человека Гайомарта.

Анзуд – в шумеро-аккадском мифотворчестве огромная птица божественного происхождения, в виде орла с головой львицы, лапы которой изображали стоящими на двух львах.

Асакку – демон шумеро-аккадской мифологии, сын бога Ану и богини Ки. Асакку описывается таким ужасным, что от одного его вида гибнут животные в лесах и рыбы в реках.

Аэшма – один из дэвов, составляющих верховную триаду сил зла. Аэшма являлся воплощением злых действий, в частности, насилия, разбоев, набегов кочевников, которым подвергались оседлые иранцы.

Бельфегор – в классической демонологии является демоном, который помогает людям делать открытия. Он соблазняет людей, предложив им хитроумные изобретения, которые сделают их богатыми. Первоначально был шумерским божеством, которого почитали древние семиты. В Ветхом Завете – имя божества, которому моавиты поклонялись на горе Фегор в городе Ситтиме.

Даджал – искуситель людей, который должен появиться перед концом света, когда нечестивые Йаджудж u Маджудж прорвут сдерживающую их стену. Даджал освободится от оков, появится во главе войска, восседая на огромном осле, и повсюду на земле установит свое царствование.

Дахака – чудовище, дракон, в историко-мифологической традиции иноземный царь-узурпатор, захвативший власть в стране. Согласно авестинского учения, Ажи Дахака был закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд.

Дэвы – покорные Ахриману злые духи, созданные для противодействия Амшаспандам и вообще для борьбы с царством света. Им родственны женские дэвы, которые именуются пери, и другие злые существа.

Заххак – иноземный царь, узурпатор иранского престола. Заххак был совращен дьяволом Иблисом, от поцелуев которого из его плеч выросли две змеи, питающиеся человеческим мозгом.

Иблис – в исламской мифологии дьявол, злой дух, стоящий, по вероучению магометан, во главе других злобных духов и демонов. Согласно Корану, Иблис первоначально был ангелом.

Ламассу – в шумеро-аккадской мифологии легендарное существо, демон с защитными функциями, дух-хранитель человека и его дома. Это существо изображается имеющим человеческую голову, тело быка и крылья птицы.

Ламашту – в аккадской мифологии так называется львиноголовая женщина-демон, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни и похищающая детей.

Лилит – в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин. В иудаизме, Лилит – первая жена Адама. Упоминается в Свитках Мертвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар.

Мэ – в шумерской мифологии могущественные божественные таинственные силы, управляющие миром, всем небесным и земным миропорядком, а также ритуальными деяниями в царстве теней.

Оаннес – в древневавилонском мифотворчестве мифическое существо, к которому согласно записей халдейского жреца Бероса возводится начало вавилонской культуры: чудовище с рыбьим телом и головой человека под головой рыбы, человечьими ногами, голосом, языком и разумом.

Себитти – категория семи демонов, преимущественно злых. Образ Себитти воспринимается как единое целое семерки демонических сил. В своей злой ипостаси Себитти является порождением бога Ану.

Хумбаба – в шумеро-аккадской мифологии чудовищный великан и демон, которому бог Энлиль поручил быть стражем кедровых лесов в труднодоступных ливанских горах.

Шеду – образ демона, первоначально нейтрального по отношению к простым смертным, а с конца старовавилонского периода аккадской религии ставшего добрым духом-хранителем каждого человека. В искусствоведении считается, что фигуры крылатых быков, охраняющих входы во дворцах ассирийских царей, являют собой образы шеду.