Чайтанья

Чайтанья (санскрит Caitanya) – основатель одной из позднейших индийских вишнуитских сект (умер около 1527), сын брахмана, родом из Тибета, поселившегося в Бенгалии. Бедный и восторженный галлюцинат, Ч. провозгласил самого себя одним из воплощений Кришны, во что продолжают верить его последователи, носящие его имя. Его главные ученики, в особенности родной брат, Нитьянанд (Nityânand), и брахман Адвайтананд (Advaitânand), также почитаются как воплощения божества. Их потомки, занимающие первое место среди учителей секты (госайнов), унаследовали, по мнению верующих, божественную природу и до сих пор сохраняют за собой первенствующее положение. Главным местом деятельности Чайтанья был город Каттак, или Нилачаль, где он и умер.

Учение Чайтанья, очень простое в догматическом отношении, распространено преимущественно в Бенгалии и вербует своих приверженцев без всякого разбора из самых низших каст, следуя в этом отношении самому основателю его, собиравшему вокруг себя людей всякого происхождения, даже мусульман. Последователи Чайтанья почитают Кришну как Параматму, то есть верховного духа, существовавшего до сотворения всех миров и совмещающего в себе и причину, и самую сущность творения. В разных своих качествах – творца, хранителя и разрушителя – он является то Брахмой, то Вишну, то Шивой и, таким образом, в бесконечных делениях своего существа и своей силы представляет собой все, что было и будет. Кроме этих общих проявлений Кришна принимает разные образы для различных целей (так называемые аватары, то есть воплощения). Главным божеством, однако, остается Кришна, принявший вид Чайтанья.

Абсолютная преданность и обожание Кришны, его подруги Радхи и Чайтанья и суеверное преклонение перед наставниками секты (гуру), доведенное до степени культа – вот главные черты последователей Чайтанья. Как у всех прочих вишнуитов, особым уважением у них пользуется святилище Джаганнатха в Ориссе и святыни города Матхуры, где пребывают главные секты госайнов. Главным актом культа является так называемый киртан (kîrtan) – "прославление", совершаемое сообща и состоящее в продолжительных гимнах и литаниях, вперемежку с плясками, за которыми иногда следуют оргии в честь Киршны – овечьего пастуха. Гимны эти (так называемые пада), на языке хинди или на старом бенгали, восходят в некоторых случаях к эпохе более ранней, чем время Чайтанья; они все – эротического и, большею частью, неприличного содержания. Вместе с биографиями основателей секты они образуют ее священную литературу.

Члены всяких каст и представители всех профессий допускаются в секту беспрепятственно, в силу убеждения, что все люди одинаково способны испытывать чувство веры и благоговения. Ввиду демократического характера секты высшие классы в Бенгалии относятся к ней презрительно; в верхних же провинциях Индии, где состав верующих в Чайтанья несколько выше по общественному положению, она пользуется большим уважением и привлекает людей с лучшим воспитанием и весом в обществе.