Чатурмасья (санскрит Câturmâsya = жертва четырех месяцев) – у древних индусов ведийской эпохи жертвы, совершаемые каждую треть года, в начале каждого из трех времен года. Весной совершается Вайшвадева-Чатурмасья (то есть Чатурмасья, посвященная "всем богам"), в начале дождливого времени – Варуна-прагхаса-Чатурмасья (то есть Чатурмасья в честь пожирателя Варуны), осенью – Сакамедха-Чатурмасья. Всем Чатурмасья свойственны пять вступительных возлияний в честь богов Агни, Сомы, Савитра, Сарасвати и Пушана, за которыми следуют уже разные специальные церемонии и обряды, употребительные при той или другой жертве Чатурмасья.
В ведийском ритуале все мелочи этих сложных церемоний являются вполне предустановленными. Обычай совершать Чатурмасья сохранился до наших дней у вишнуитов. Характерной принадлежностью современных Чатурмасья являются изделия, печеные из муки с фигурами овцы из теста, приносимые Вишвадевам и Варуне, и с зеленью – для Агни и Индры.
Примечание. Варуна (то есть облекающий, обнимающий, по-гречески Ουρανoς) – в санскритских священных книгах так называется один из небесных богов; в Ведах он прославляется как первый бог (Adityas), создатель и хранитель миpa, а также как праведный и кроткий судья, карающий грехи и награждающий добродетель. К нему обращены некоторые из лучших гимнов Ригведы. В позднейшей мифологии он по преимуществу является богом вод и одним из стражей миpa (локапал).