Чарака (санскрит Caraka) –
1) одна из древних ведийских школ (Яджурведы), по имени которой называется и
одна из брахман "черной" Яджурведы – Чарака-брахмана.
2) Известный древний индийский медик, автор Чарака-самгита, одного из главнейших
медицинских трактатов древней Индии. Время его жизни с точностью неизвестно.
Индийские источники относят его к ведийской эпохе и влагают в его уста рассказ о
получении им материалов для своего труда от еще более древнего медика –
Агнивеша, который, в свою очередь, получил их от древнего мудреца – Атрея. В
индийских памятниках Чарака является более древним автором, чем Сушрута и
полумифический Дханвантари, врачом богов, а в одной из легенд – даже воплощением
змеи Шеша. В китайских источниках он упоминается как придворный врач царя
Канишки (около 100 года нашей эры). Арабские источники также упоминают о нем как о
медицинском писателе, труды которого были переведены с индийского на персидский,
а с персидского – на арабский. Вне медицинской литературы
Чарака упоминается у грамматика Бхартргари, что во всяком случае позволяет отнести его
житие ко времени до 650 года нашей эры. Имя Чарака тожественно с названием вышеупомянутой
ведийской школы Чарака. Таким образом, ничто не говорит против принадлежности
Чараки к эпохе Канишки.
Трактат Чараки – Чарака-самгита распадается на 120 глав в 8 отделах:
1) о фармакологии, пище, диететике, некоторых болезнях, способах лечения, врачах
и знахарях, физиологии, психологии и т. п. самых разнообразных предметах;
2) о восьми главных болезнях;
3) о вкусе, питании, общей патологии, изучении медицины;
4) об анатомии и эмбриологии;
5) о диагностике и прогностике;
6) о специальной терапии и
7 и 8) об общей терапии.
Очень близкое родство с Чарака-самгитой представляет Бхеда- или Бхела-самгита – это быть может, лишь другая редакция Чарака-самгиты, до сих пор еще не изданная. Труд Чараки вызвал ряд комментариев. Древнейший – Гаричандры или Гаришчандры, цитируемый у разных древних авторов, – по-видимому, потерян. Кроме того, имеется комментарий из XI века, так называемая Аюрведадипика (Ayurvedadîpicâ) или Чаракататпарьятика (Carakatâtparyatikâ), изданная в 1892 году в Калькутте. Несмотря на эти древние комментарии, текст труда Чараки дошел до нас в довольно плохом виде: между наличными рукописями его и печатными изданиями довольно много разногласий. Два последних отдела и конец пятого не принадлежат Ч., а дополнены неким Дрдхабала, родом из Пенджаба. В общем трактат Чараки, по форме и содержанию, производит впечатление большей древности, чем сочинения Сушруты.