Аэшма

Аэшма, в зороастрийской мифологии один из дэвов, составляющих верховную триаду сил зла. Аэшма являлся воплощением злых действий, в частности, насилия, разбоев, набегов кочевников, которым подвергались оседлые иранцы. В переводе с новоперсидского языка, слово Аэшма означает буйство. Как дэв разнузданности Аэшма противостоит божеству религиозного послушания Сраоше, который является духом веры, охраняющим мир от бедствий, и особенно в ночное время от злых дэвов.

Аэшма Дэв
Дэв Аэшма, библиотека
музея Генри Уэлкома, Лондон
Асмодей
Демон Асмодей
(иудейское имя от «Aeshma-Daevas»)

Аэшму часто ошибочно сравнивают с Асмодеем, который трактуется как демон с тремя головами (первая – как у быка, вторая – как у человека, третья – как у барана) в иудаизме, а также в христианской традиции. Однако историки полагают, что слово Асмодей, вероятно, всё же происходит от авестийского «Aeshma-Daevas».

Аэшма считается олицетворением жадности, убийства, пьянства и гнева. Этот дэв является одним из семи главных демонов зороастризма. В послевестийских зороастрийских текстах его описывают как маленького волосатого демона и врага крупного рогатого скота. В целом зороастрийскую мифологию от иных индоевропейских традиций отличает этическая окраска, резкий дуализм добра и зла, добрых духов ахур и язатов во главе с Ахурамаздой и дэвов, монстров, ажи во главе с Ангро-Майнью, принесшим в сотворенный Ахурамаздой мир прегрешения, болезни, смерть и стремящимся уничтожить добро.

Наряду с дуализмом этическим зороастрийской мифологии был присущ и дуализм гносеологический: мир разделялся на две сферы – земную, телесную и духовную потустороннюю, где также проходила борьба добрых и злых сил; характерным подтверждением этому является молитва Заратустры "О поддержке в телесном и духовном мирах", изложенная в авестинском тексте "Гаты".

В "Гатах" порицается жизнь кочевников, занимающихся разбоем, насилием и угоном скота, предаются проклятию их правители и жрецы, уничтожающие скот при оргиастических жертвоприношениях, но прославляются легендарные правители иранцев, идеализируется труд оседлых скотоводов, а позже в "Видевдате" и земледельцев: "Кто сеет хлеб, тот сеет праведность".

Между близкородственными ведийской и зороастрийской мифологией наблюдается, однако, инверсия некоторых характеристик и атрибутов. Так, два класса божеств, ахуры и дэвы в зороастризме – соответственно благие и вредоносные существа. В ведийской мифологии, напротив, асуры считались демонами, девы – почитаемыми духами, возглавляемыми Индрой; в "Авесте" Индра описан как злокозненный демон.