Демиург

Демиург (Δημιουργός, буквально, "творящий для народа"), мифологический персонаж, "мастер", "творец-зодчий", созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путём изготовления; его деятельность подобна деятельности настоящего ремесленника. В мифологии Демиург часто является такими персонажами, как гончар, кузнец, ткач. Однако функции Демиурга шире непосредственно ремесленных. Так, бог-кузнец Гефест делает щит, представляющий собой модель мировой жизни, Ильмаринен выковывает солнце и луну, чудесное сампо, египетский бог Хнум создаёт мир и людей на гончарном круге, индийский Вишвакарман, ваятель, плотник, кузнец, является божественным творцом мира.

Гефест и Афродита
Гефест и Афродита, 1759,
художник Франсуа Буше
Вейнямейнен
Ильмаринен, художник
Говард Дэвид Джонсон

Во многих мифологиях Демиург сливается с более абстрактным образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, как Демиург, но космос в целом и не только путём изготовления, но и более "идеальными" способами, посредством магических превращений, простым словесным называнием предметов и т.п., как египетский Птах, создающий мир "языком и сердцем", или Яхве. Так, Хнум, создающий весь мир, уже очень близок богу-творцу, но остаётся Демиургом по способу творения. Демиург часто выступает как помощник верховного божества.

Демиург, изготавливающий ранее не существовавшие объекты, сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удалённые, скрытые и т.д. Практически в архаических мифологиях функции Демиурга и культурного героя (иногда с преобладанием какого-либо из этих аспектов) выполняются одним персонажем – племенным (тотемным) зооморфным, и позднее антропоморфным первопредком-прародителем, который зачастую действует как трикстер или в паре (особенно в близнечных мифах) со своим антагонистом-трикстером. Постепенно, с усилением "космичности" этого персонажа (сопровождающимся иногда переселением его в один из других миров, большей частью на небо), эти функции дифференцируются, но подобный синкретизм может сохраняться и на более поздних стадиях.

Бог Хнум
Бог Хнум,
VI век до нашей эры
Вишвакарман миф
Вишвакарман, демиург вселенной,
начало 19 века, Британский музей

В античности термин "Демиург" приобрёл мифолого-философское значение: у пифагорейца Филолая Демиург – принцип, сохраняющий сущность вещей несмотря на их текучесть; у софиста Крития – мировой ум; у Платона в диалоге "Тимей" Демиург – творец космоса, благой отец, создающий небо, землю и её обитателей; Демиург – устроитель космоса встречается и у Аристотеля; неоплатоническая разработка учения о Демиурге принадлежит Проклу (в комментарии на диалог Платона "Тимей"); у гностиков Демиург – творческое начало, производящее материю, отягощённую злом.

В литературе термин "Демиург" применяется также для обозначения мифологического персонажа, наделённого функциями созидания лишь космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.

Димиург, у гностиков справедливый творец видимого космоса и бог евреев, занимающий среднее место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных христиан, или гностиков) и злым, темным началом – Сатаной, богом материи, хаоса и язычества. По одним гностическим системам недостаток Демиурга состоит только в неведении высших тайн; антиномические гностики приписывают ему еще дурные нравственные свойства и вражду против верховного божества.