Шумер

Первые поселения в Южном Двуречье стали появляться в VI тысячелетии до нашей эры. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено. Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду – самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн. Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Месопотамия цари и боги
Месопотамия, цари и боги

Шумерский язык продолжает оставаться загадкой, поскольку не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца V – начала IV тысячелетиях до нашей эры. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры имеются доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.

На рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры, примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в нижней части междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государства. В начале III тысячелетия до нашей эры на территории Южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, они располагались на холмах и были окружены стенами, в каждом жили около 40 – 50 тысяч человек. На крайнем юго-западе находился город Ур, имевший огромное значение в политической истории Шумера. В центре Месопотамии находился город Ниппур – главное святилище всего Шумера, где находился один из главных шумерских храмов – храм бога Энлиля.

В первой половине III тысячелетия до нашей эры в Шумере создались несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль (большой человек) или энси (самостоятельный владыка, который первоначально был жрецом-строителем). В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша – сказания об этих персонажах, записанные в конце III тысячелетия до нашей эр, дошли до нашего времени. Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Аратты, находившегося далеко на востоке. Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность.

Гильгамеш
Гильгамеш

О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой. Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Во второй половине III тысячелетия до нашей эры на главенство в Шумере стал претендовать город Лагаш, в середине XXV века он разгромил своего главного врага – город Умму, а народные массы, ущемленные в своих экономических и политических правах, объединились вокруг одного из влиятельных граждан города Уруинимгины (Урукагины). Все вместе взятые факты привели к тому, что Уруинимгина стал новым энси. За период своего шестилетнего правления он провел важные социальные реформы, были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмных работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации, восстановлена судебная организация в сельских общинах, была ликвидирована полиандрия (многомужество) – все эти изменения были объявлены договором Уруинимгина с главным богом Лагаша Нингирсу, по которому первый являлся исполнителем его воли. Пока Уруинимгина был занят реформами, началась война между Лагашем и Уммой, она закончилась победой правителя Уммы Лугальзагесси. Он отменил только недавно введенные реформы и распространил свое господство почти на весь Шумер, столицей которого теперь стал город Урук. Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе.

К началу III тысячелетия до нашей эры относится шумерский литературный памятник – земледельческий альманах, написанный в форме поучения; он содержит указания и советы по сохранению плодородия почв, описывает последовательность полевых работ. Развивалось ремесло, среди городских ремесленников было много строителей домов, уже в этот ранний период кирпич подвергается обжигу в печах, для облицовки зданий пользовались глазурованным кирпичом. Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину (уже используется гончарный круг, а наиболее ценные сосуды покрываются эмалью и глазурью), тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем всех мастеровых.

Изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Единственным материалом для письма в Месопотамии была глина, а в качестве орудия для письма шумеры пользовались тростниковой палочкой, которую наклонно слегка вдавливали в мягкую глину. Поскольку конец этой палочки имел трехгранную заточку, верхняя часть линии приобретала вид клинышка. Отсюда и происходит название «клинопись». Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Далее ► Аккад

Sophia Loren