В Византии сохранялась классическая система образования. Школа была доступной для всех. Нормой знания считалась осведомленность в античной истории, философии, литературе и поэзии. Образование в отличие от Запада было светским. Обязательно изучались Гомер, Геродот и Фукидид, Платон и Аристотель. Утвердилось убеждение в том, что самые выдающиеся мыслители древности не противоречили догмам христианского учения, что они предвосхитили многие истины христианства. Школа предоставляла возможность социального восхождения и деловой карьеры. Талантливые выпускники школ, будучи детьми простолюдинов, могли стать юристами, военными, чиновниками.
Обучение начиналось с элементарной школы (προπαιδεια), в которую ребенка отдавали в 6–7 лет. Там изучали орфографию, письмо, чтение, счет и пение. Давали также основы знаний по Священному писанию. После этого в 9–10 лет ребенка переводили в школу грамматиста (παιδεια), где осваивали грамматику греческого языка. Здесь сообщались основные сведения по литературе, истории, мифологии, географии, метрике. Школьные программы предусматривали знание Гомера, Гесиода и Пиндара, избранных мест из сочинений лирических поэтов, комедиографов и трагиков; ученики должны были знать комедии Аристофана и трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида; ученики изучали исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Плутарха. Обязательным было обращение к трудам отцов греческой церкви – Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.
Основным учебником являлись «Каноны» Феодосия Александрийского (VI век), в которых приводились таблицы склонений существительных и спряжений глаголов. Использовались также словари, из которых самым известным стал «Лексикон» Гесихия (V век). В 16–17 лет ученики переходили в школу ритора. Здесь осваивались декламация, риторика, правила построения речи и основные жанры красноречия. Ученики должны были уметь сочинять басни, рассказы, хрии, т.е. тезисное изложение мысли, сентенции-гномы, тропы или общие места, энкомии или порицания и пр. Ученики должны были уметь вести диспут, импровизировать, декламировать. Много внимания уделялось письменной речи, правилам составления письма. Важнейшим учебником оставалось «Риторическое искусство» Гермогена Тарсийского (II – III века).
Помимо риторических школ были философские школы, где изучались Платон и Аристотель. Самой авторитетной из них была Афинская Академия, действовавшая до 529 года, до закрытия императором Юстинианом. Были также естественные школы. Наиболее известной был Александрийский мусейон, где изучали математику, геометрию, астрономию. Он просуществовал до VIII века.