Истории и предания кельтских друидов и бардов
Кельтские предания
Сказание о Талиесине
Предание о Анейрине
Сказание о Ливархе
Легенды о рыцарях короля Артура и Камелоте
Сказания о короле Артуре
Повесть о сэре Ланселоте
Сказания о сэре Герайнте
Сказания о сэре Овэйне
Повесть о святом Граале
Повесть о фее Моргане
Альбион – одно из первых названий Британии, по всей вероятности, кельтского происхождения. Именно кельты жили в стране до завоевания ее римлянами. История Англии очень древняя и запутанная, и, как говорит Пак, герой сказочной дилогии Редьярда Киплинга, боги приходили на туманный Альбион и уходили, а вместе с ними приходила и уходила культура разных народов.
Сначала это были римляне во главе с Цезарем в I веке до нашей эры, затем пикты и
скотты, которые не упускали случая напасть на соседние племена бриттов, потом
англо-саксы под предводительством Генгиста и Горза в V столетии нашей эры.
Борьба была долгой и жестокой. Лишь в начале VII века бритты покинули свою
родину, переселившись на территории современной Бретани, но довольно большая
часть кельтов осталось и на Альбионе, обосновавшись в Корнуолле, Уэльсе и в Стратклайде.
Кельты почитали касту бардов, друидов и гадателей и ставили их даже выше своих
королей. Это уважение, впрочем, происходило не оттого только, что они были
народными певцами, а потому, что на высших членов этой касты возложены были
обязанности религиозные, отправление которых передавалось от отца к сыну.
По словам Гекатея, писателя, жившего за два с половиной века до нашей эры
при каждом храме был свой бард; на него возложена была обязанность воспевать под звуки арфы
славные деяния бога, которому он служил, охранять его храм и управлять ближайшим
городом. За этим высшим классом бардов следовал второй, воспевавший героев на
поле сражения. Третий и низший класс составляли жившие при дворе королей.
Предметов для песен у последних было всего, три: родословные королей, их богатство и храбрость.
Вот все, что знаем мы о бардах до Рождества Христова и в первые четыре века
после него. Они так высоко ставили себя сами, так всегда удалялись от толпы, так
любили глушь и уединение, что до нас дошли известия самые скудные, и ничего
нельзя сказать определенного ни о происхождении их касты, ни о месте, которое
она занимала в обществе до IV столетия нашей эры.
С IV века известия становятся полнее. Около этого времени римское правительство приказало жестоко преследовать друидов в Британии: друидов всюду хватали, сажали в темницы и казнили, опасаясь их влияния на народ. Барды, тесно связанные с ними, как служители богов, также подверглись гонению и должны были укрываться в непроходимых дебрях и лесах, чтобы избежать участи своих гибнущих собратьев, а римляне между тем свирепствовали: вырубали священные рощи, разрушали храмы. Мало-помалу после избиения друидов барды-священники исчезли совершенно, и остались только два низших класса их, состоявшие из бардов-поэтов.
В IX веке семь англо-саксонских графств (государств) – Кент, Сессекс, Эссекс,
Уэссекс, Восточная Англия, Нортумбрия и Мерсия – были объединены в одно под
властью короля Эгберта и получили общее название Англия.
После смерти Эгберта англосаксам пришлось вступить в борьбу с народами Севера –
норманнами, или викингами, ужасавшими своими набегами всю Западную Европу.
Первыми напали на Англию датчане и даже основали там свое собственное
государство – Область Датского права. От их присутствия страну избавил король
Альфред Великий, который разбил датские дружины в 880 и 893 годах.
Однако эта победа была кратковременной, и викинги продолжали постоянно угрожать спокойствию англов.
Лишь несколько лет спустя после смерти короля Датского и Английского Кнута
Англия освободилась от данов, чтобы вскоре быть завоеванной нормандцами во главе
с Вильгельмом Завоевателем. С этих пор на долгие века в Англии воцарилось французское влияние.
Двенадцатый век для Англии знаменовал собой новую эпоху – эпоху зарождения рыцарства, когда отличительными качествами рыцаря, по словам Дж. С. Ф. Хирншоу "из самых лучших были – честь, набожность и любовь, а из самых худших – жестокость, суеверие и жажда наслаждений; добродетели рыцарства – это храбрость, вера и преданность, пороки – кровожадность, нетерпимость, прелюбодеяние". На смену героической поэзии приходит литература куртуазная и, прежде всего, рыцарские романы, основанные на кельтских легендах о короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола.
В своде кельтских преданий «Мабиногион» есть три, посвященных деяниям рыцарей короля Артура. «Овэйн, Рыцарь
Льва, и Хозяйка Источника» – самая законченная и композиционно цельная повесть
из них. Действие легенд происходит исключительно в мире артуровского эпоса,
однако в них ясно просматривается связь с валлийской традицией – таковы,
например, мотивы источника, зачерпнув воды из которого, можно вызвать дождь, и
мотив волшебного тумана, умением напустить который славились наиболее искусные чародеи.
Овэйн упоминается в кельтских триадах как один из трех храбрейших рыцарей короля
Артура. Герайнт также хорошо известен в «легендарной» традиции, в триадах
упоминается как верный влюбленный и один из трех мореплавателей Острова
Британии. Встречается в одной из триад и Энид, но образ ее бледен и сказителей
интересует лишь одна ее черта – верность мужу.
Легенда об Овэйне использована в поэме Крестъена де Труа «Рыцарь Льва». Источник, по его поэме, – это фонтан в Броселианском лесу в Бретани, известном краю волшебства и легенд. Крестьен де Труа также описывает и приключение со львом, но в «Смерти Артура» Томаса Мэлори оно произошло с Персивалем. Французский трубадур создал и роман о Герайнте, известный под названием «Эрик и Энида».