Ямвлих (Ίάμβλιχος) – греческий философ, принадлежавший к неоплатонической школе. Сведения о его жизни, чрезвычайно скудные, дает его биограф Евнапий, который гораздо более озабочен обобщением различных ходячих анекдотов о его чудесах, чем связным изложением истории его жизни и учения. Ямвлих жил во времена императора Константина Великого, и можно заключить, что он умер около 330-го года. Он происходил из города Халкиды в Келесирии (имя его также указывает на его сирийское происхождение), из богатого и известного рода. Его учителями в философии были Анатолий и Порфирий. Впоследствии он основал собственную школу, по-видимому в родном городе, и приобрел широкую популярность в качестве учителя мудрости. Множество учеников собирались за его скромной трапезой и следовали за ним повсюду. Его называли θείος, μέγας, θαυμάσιος и δαιμόνιος; говорили, что он превзошел познаниями и глубиною мысли не только Анатолия, но и Порфирия. Ему приписывали способность творить чудеса и вызывать богов. Евнапий рассказывает, что он будто бы мог подниматься во время экстаза на пять метров от земли и однажды, в Гадаре, вызвал из источника Эроса и Антероса, в виде двух прелестных младенцев.
Философская система Ямвлиха отличается в значительной степени синкретизмом и представляет странное стремление привести в связь неоплатоновские и неопифагорейские воззрения с различными восточными теософскими учениями. Он скорее богослов, пытающийся создать философскую основу для религии и ее догм, чем философ в истинном смысле слова. Главная цель всей его жизни – возродить падающее язычество, не как совокупность множества отдельных более или менее развитых верований и культов, но как единую законченную религию, выработать для нее строго определенную догматику, упорядочить, оправдать и обосновать ее обрядовую сторону и создать религиозную мораль, подобно тому как все это существовало уже в христианстве. В этом собственно лежит разгадка популярности Ямвлиха в древности.
Исходный пункт воззрений Ямвлиха тот же, что у средневековых богословов: сознание ничтожества человека, его зависимости от сил природы, слабости его воли и разума. Ямвлих находил, что Плотин поставил человеческую душу слишком близко к высшему божественному миру. Он не мог допустить, чтобы душа, по ее существу, не была затронута страданием и злом. Единственная возможность освободиться от зла и от темных сил природы и судьбы заключается в поддержке богов, управляющих этой судьбой. Хотя в процессе очищения души она должна сама принимать деятельное участие, но выполнить его до конца возможно лишь при помощи богов. Божественный мир первых неоплатоников, по мнению Ямвлиха, был слишком отдален от человека, слишком идеален, чтобы человек, при его ничтожестве, мог непосредственно обращаться к нему. Поэтому Ямвлих увеличивает количество посредствующих звеньев между Троицей Плотина и человеком и вводит бесконечное множество богов и полубогов, ипостазируя при этом, исключительно благодаря религиозному настроению своего ума, чисто отвлеченные понятия. В этом – главное отличие системы Ямвлих от учения ранних неоплатоников.
Ямвлих утверждает, что мы познаем Бога не путем рассуждения, а уже самым актом мышления. Идея бога – идея прирожденная, свойство нашего ума. Будучи сами причастны сознанию, боги недоступны нашему непосредственному сознанию и познанию, но мы узнаем о божественной благости и разумности действий богов, созерцая мироздание. Если в мире есть зло, оно происходит не от бога, но от зловредных демонов и от нашего невежества и неумения пользоваться дарами неба. Решения богов непоколебимы; боги бесстрастны и не могут быть тронуты молитвой, но молитва все же необходима, так как при посредстве ее мы сами делаемся лучше и тем самым приближаемся к богам. Таким образом не божество снисходит к нам, а мы возвышаемся до него. Церемония жертвоприношения действует сама по себе, без нашего содействия; необходимо лишь точное соблюдение установленного ритуала, так как все обрядности его имеют глубокое символическое значение, понятное одним богам, и несказанное могущество. В этом случае роль жреца совершенно пассивная: он является лишь посредником для передачи божественной силы, органом божества.
Затем автор пускается в детали теургии. Он определяет природу, могущество, функции каждого вида сверхъестественных существ и перечисляет все внешние признаки, на основании которых истинный теург узнает о присутствии высших существ. Все высшие существа делятся на богов, демонов, героев или полубогов и души. Могущество богов неизмеримо и оказывает действие мгновенно; демоны слабее и действие их силы происходит не сразу. Боги доброжелательны к человеку; злые боги – не боги, а демоны или άντιθεοί. Души людей могут возвыситься до ангелов (к какой категории духов относятся ангелы – неизвестно). Явление богов просто, вид их спасителен; вид демонов страшен. Явление богов вызывает в душе человека любовь и священное опьянение, явление ангелов – способствует знанию, явление героев – возбуждает храбрость, явление демонов – плотские желания и страсти. Истинная дивинация заключается в экстазе, который есть не что иное, как соединение человека с божеством. Душа не может дойти до состояния экстаза сама, но лишь при помощи теургии.
Ямвлих признавал за чистейшими человеческими душами способность возвышаться до ангельского состояния; с другой стороны, он считал, что некоторые безгрешные души из любви к людям могут воплощаться в человеческие тела, хотя вообще подчинял переход душ в тела и обратно, их возвращение к сверхчувственному миру, – закону строгой неизбежности, и отнюдь не видел в падении душ на землю наказания или испытания. Переселение душ он ограничивал, вместе с Порфирием, лишь человеческими телами, указывая при этом с большей определенностью, чем последний, на различие между неразумными животными душами и человеческими, носящими печать божественного разума. В своих представлениях о возмездии, ожидающем душу при переселении, Ямвлих сходился с Порфирием; он полагал, что человеческий дух обладает свободной волей, но тем не менее придавал большое значение поддержке со стороны божества, думая, что без нее человек обойтись не может, вследствие слабости своей природы.
К указываемым Порфирием четырем родам
деятельности, путем которых человек может очистить душу:
1) политической добродетели, в которой человеческий дух еще не освобождается от
частичного и переменчивого,
2) самоуглублению и самопознанию,
3) теоретической добродетели, в которой человек созерцает то, что стоит выше его, и
4) парадигматической добродетели, когда душа погружается непосредственно в
божественный разум – Ямвлих присоединил еще две ступени жреческих добродетелей,
когда душа в наиболее божественной части ее, входит в непосредственное общение с
Единым. Особое значение в этом ряду добродетелей имело в его глазах
самоуглубление, так как лишь путем его душа получает очищение, необходимое для
дальнейшего совершенствования, и освобождается от пут необходимого и
преходящего. В его воззрениях на очищение много общего с учением
неопифагорейцев. У учеников и последователей Ямвлиха – Феодора из Азине, Эдезия
из Каппадокии, Сопатера, Евсевия, Максима Ефесского, Хризантия, Приска, Евнапия,
императора Юлиана, Саллюстия, Либания, Декеиппа, Темистия и других – философия
постепенно утрачивала характер научного свободного исследования и принимала
характер всецело богословский.