Европа (Εύρώπη), древнее догреческое божество земледелия, в греческой мифологии дочь Агенора, финикийского царя Ханаана и Телефассы, сестра Кадма. По Гомеру (Илиада, XIV, 321), Европа была дочерью красного солнечного божества Финика (Φοίνιξ). Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в белоснежного быка с маленькими жемчужными рожками (Аполлодор, III 1, 1), то ли послав за ней быка, которого из благодарности превратил потом в созвездие Тельца (Эратосфен, 14). На спине этого прекрасного белого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманта (Аполлодор, III 1, 1). Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия ("звездного"), усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса.
Европа
При расставании Зевс подарил своей возлюбленной волшебного пса Лайлапа. А царю Астерию Зевс милостиво даровал могучего медного пеликана Талоса, который должен был охранять Крит, трижды в день обходя остров. А на небо поместил божественного быка – созвездие Телец, как напоминание Европе о его великой любви к ней.
С мифом о Европе связана история ее брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах (Аполлодор, III 1, 2; Гигин, Фабулы, 178). Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Европа выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество.
Имя этой богини означает "широкоглазая" (эпитет луны) или "широкогласная", она является коррелятом древнего Зевса Евриопа ("широкогласного"), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. Близка Европа к хтоническому Зевсу Додонскому, от брака с которым у нее родился сын Додон – покровитель святилища Додоны (Стефан Византийский, О Додоне). B Беотии супругой Зевса считалась Деметра-Европа, а ее сыном Трофоний – хтонический демон (Павсаний, IX 39, 4).
У Павсания также есть упоминание, что сыном Зевса и Европы считался Карн. Европу сближали с хтоническими богинями, иногда отождествляли с ними, так, например, в Сидоне Европа не отличалась от богинь Селены и Астарты. Она наделена растительными и животными функциями, ее образ объединяет весь космос (включая небо, землю и подземный мир); отождествлялась с Луной (Гомерские гимны, XXXI 4).
Миф о Европе, несомненно, носит след восточного зооморфизма, подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре. Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах как туземное божество. Геродот рационализирует сказание об Европе и считает ее финикийской царской дочерью, похищенной критскими купцами.
Сохранились памятники античного искусства, посвященные сюжету похищения Европы
(произведения греческой пластики и вазописи, римские мозаики, фрески в Помпеях).
В европейском искусстве этот сюжет разрабатывался сначала в средневековой
книжной миниатюре (главным образом в иллюстрациях к Овидию), в эпоху Возрождения
- в живописи и пластике и оставался популярным вплоть до середины 18 столетия
(Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Тициан, Якопо Бассано, Джорджо Вазари, Якопо
Тинторетто, Паоло Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Якоб
Йорданс, Рембрандт ван Рейн, Клод Лоррен, Антуан Ватто, Франсуа Буше и другие художники).
Среди произведений пластики эпохи Возрождения известен знаменитый
рельеф итальянского архитектора и скульптора 15 века Антонио Франческо Аверлино,
по прозвищу Филарете, на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме.