Энциклопедия мифологии
История Древней Руси
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Жрецы славянские

У восточных славян, предков нынешнего русского народа, равно как и у южных, не было особого класса жрецов, как не было и развитого общественного богослужения. Даже в таких городах, как Новгород и Киев, не было храмов, хотя и были деревянные идолы. В каждом роде старейшина был вместе и жрец: он приносил жертвы, гадал о будущем. Общественные жертвоприношения совершались старейшинами в естественных капищах — рощах, а также у воды, причем жертва имела характер трапезы, поставляемой богам и душам умерших. Были у восточных славян и кудесники-волхвы, но они не имели значения жрецов, посредников между богами и людьми; они могли вступать в сношения только со злыми духами. У балтийских славян строились храмы, и в связи с этим развилось и могущественное сословие жрецов.

Жрецы балтийских славян носили особое белое одеяние, имели наблюдение за священными конями, содержавшимися при храмах, назначали дни праздников, закалывали жертву, вопрошали богов и предвещали народу будущее, возглашали молитвы, подавали присутствовавшим во храме советы и поучения. Прочная и довольно сложная жереческая организация существовала у древних литовцев. Духовным главой литовцев был верховный жрец Криве, или Криву-Кривайтис (Криве-Кривейто), имевший пребывание в Ромове; за ним следовали второстепенные жрецы, называвшиеся вайделотами, а затем низшие степени жрецов, носивших различные наименования. Полагают, что власть Криве распространялась не только на народы литовские, но и на некоторые чудские племена (эсты, ливы) и на кривичей, предков нынешних белорусов.

Знаменитый русский историк Николай Иванович Костомаров, сопоставляя слова Криве и кривичи, приходит к тому заключению, что уже в конце X и начале XI века жреческое сословие было вполне организовано. В противоположность установившимся воззрениям профессор А. Ф. Мержинский оспаривает мысль о широком распространении власти Криве и думает, что Криве — собственное имя последнего жреца огня в Ромове. Из современных русских инородцев, пребывающих еще в язычестве, но вышедших уже из периода шаманства, особую жреческую организацию имеют вотяки. Верховный жрец в каждой большой деревне (иногда — один для нескольких деревень) называется туно. Обыкновенно звание и знания туно переходят от отца к сыну, но и всякий изучивший искусство туно может занять эту должность. Туно пользуется громадным авторитетом; он объявляет народу волю богов, но жертвоприношений сам не совершает, избирая для этого особых жрецов. Для служения каждому божеству избираются два жреца; кроме того, существуют и другие жрецы второстепенного значения, занимающиеся изготовлением жертвенных яств и исполняющие другие подготовительные к жертвоприношениям работы.






Правители Руси в картинках



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Ясон

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd