Ятвяги

Ятвяги (Jatvingorum, Jetvorum gens) – одно из четырех племен балтийско-летской группы, известной по русским летописям с Х века, когда выходцы из Ятвяжской земли служили в княжеских дружинах. Походы на них Владимира в 983 году и Ярослава в 1038, 1040 и 1044 годах указывают на их опасность для свободного движения по путям сообщения из Киева в Побужье, Поднестровье и так называемые Червенские города. Соседство ятвягов с Польшей и мазовшанами обнаруживается в восстании Маслава; память об их страшных набегах долго сохранялась в нынешних губерниях Люблинской, Седлецкой и Ломжинской. Ятвяги оттеснены были к Нареву. В XIII веке ведется опустошительная борьба с ними двух славянских народностей – польской и галицкорусской. Ипатьевская летопись не только сохранила нам список вождей и князей ятвяжских, их дворов и градов, но дает некоторое понятие о их быте и житейских нуждах. В 1279 году они посылают в Володимер Волынский послов с просьбой их спасти от голода и продать им жито, за что рады дать воску, беличьих шкур, бобров, черных кун или серебра.

Оружие ятвягов для борьбы с волынской ратью было недостаточно: сулицы или метательные дротики не могли противостоять шлемам и щитам, копьям и стрелам. Лютую храбрость вождей ятвягов хвалят летописцы. "Скомонд, витязь и волхв их, борзый яко зверь, погиб в бою с Волынью и голова его воткнута на кол". Когда "Ятвезкии князи" измерли и люди без государя мешкали, Наримонт Романович, по словам литовской летописи, доведавшись об этом, взял их без сопротивления под свою власть, зарубил над рекою Бебрею (Бобр) города "Райгрод" и стал называться князем Ятвяжским и Доновским или Дейновским.
Жилища ятвягов были деревянные, выстроенные на насыпях или городищах. Названия вождей несомненно литовского происхождения: Небри, Стегут Зебрович, Небяст, Комат, Стейкинт, Минтель, Мудейко, Пестило, Шурпа, Шютра, Анкад, Скомонд и Юндил встречаются и поныне между именами дворянских и крестьянских фамилий литовских губерний.

С ослаблением военных сил ятвяжских князей начинается обращение их в христианство со стороны тевтонского ордена и мазовецких правителей Ятвягии в 1264 года, при Болеславе Стыдливом. Как и многие другие прусские племена, ятвяги не были истреблены, а слились частью с мазовшанами, частью с малороссами в Гродненской губернии, частью с литовцами Пруссии и Принеманской Литвы. От ятвяжских селений не осталось никакого следа, потому что дома срублены были из дерева. Дальше семейно-родовых союзов, формировавшихся во время общей опасности под начальством выдающегося храбростью старшины или князька, ятвяги не пошли.

Польский летописец сравнивает ятвягов с хищным зверем, Авенариус, называя их храбрыми, но не культурными – с вечными бродягами. Проводя большую часть жизни на войне или на охоте. ятвяги умирали далеко от своего дома, в дремучем лесу или в открытом бою. Кости их не покоились на родовом кладбище, под курганом, или в тщательно сложенной каменной могиле; ятвяги легли там, где их застала смерть. Могилы Бельской и Дрогичинской земли обнаруживают литовский характер; географическая номенклатура доказывает, что ятвяги населяли западную часть нынешней Гродненской губернии, южную часть Сувалкской и надбужные части Ломжинской и Люблинской.