Иностранные хронисты считали Триглава
одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом
главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у
него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и
Святовит (Свентовит).
В «Бояновом гимне» повествуется:
... главу перед Триглавом склоните!
Так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога – Деда Богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог – старший Бог Рода Божьего
и роду всему – вечно бьющий родник...
И Громовержцу – Богу Перуну,
Богу битв и борьбы...
И Свентовиту мы славу рекли.
Он есть и Права, и Яви Бог!
Песни поем мы Ему, ведь Свентовит – это Свет.
Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав. По этой причине многие божества изображались многоликими – многосущестными, а германский летописец назвал Триглава «величайшим» божеством славян. Триглава почитали все славяне, но некоторые народы поклонялись ему особо.
У города Штетина, рядом с целебным источником, на главном из трех священных холмов, стоял на высоких столбах, обтянутых черным сукном, великолепный храм Триглава. У подножия единственной статуи лежали груды сокровищ – десятая часть от военных трофеев. Статуя триединого бога была закрыта покрывалом, а на устах и глазах у него были золотые повязки. Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами: Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово обладали такой силой, что способны были с легкостью сломать тонкие преграды между мирами.
И тогда миры, смешавшись, поменялись бы местами, а это означало наступление конца света. Поэтому Триглаву прислуживало много жрецов, которые следили, чтобы его статуя всегда была плотно закрыта тканью, а волю бога они излагали сами. Для предсказаний использовали и черных коней Триглава.
Рядом с храмом в Штетине были построены три длинных здания для проведения
народных собраний, заканчивавшихся веселыми пирами. Изображения Триглава могли существенно отличаться
друг от друга по размерам. В Гостькове, например, он был столь велик, что
завоеватели не могли его повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине
этот бог, отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от наступавших рыцарей в дупле дерева.
Идея триединого божества была известна и арийским индусам, где его называли
Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы
(по-нашему – Бармы, Вышнего и Сивы). Таким образом, в одном естестве соединились
три важнейшие функции: творения (Брахма), хранения (Вишну) и разрушения (Шива).
Славяно-русская идея была несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун)
и божественный Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в
исключительных случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни.
Ниже Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого бога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, второго – уродливым скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и Чернобога почитали в равной мере. В Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии – Беложице, в украинской Галиции – Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белобоги, а в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла.