Овсень

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

У Коляды был брат-близнец Овсень (или Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
В «Книге Коляды» записано:
Как два сокола летели – Овсень и Коляда!
Там лето – здесь зима!
Как они летели – все люди глядели.
Как они садились – все люди дивились.
Как они вспорхнули – все люди вздохнули...

Овсень
Овсень, художник Андрей Мазин

Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон – зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» – это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, – Овсень.

Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого – будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный. Но сильно огорчаться не стоило – это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное – Коляда – выше земного – Овсеня, выбирать нужно его.

Овсень – это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье – в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии – огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.

Колядки в Малороссии
Колядки в Малороссии
Константин Трутовский, 1864 год

Известный исследователь русских верований Александр Афанасьев предполагал, что изначальное имя этого бога – Усень (поэтому так много вариантов названия – Авсень, Баусень, Таусень). Это русская форма имени бога утренней зари, которого латыши знают как Усиньша, а литовцы – как Аушру. Другие народы считали зарю богиней и называли: древние индусы – Ушас, греки – Эос, римляне – Авророй. Эту светозарную богиню знали и наши предки, почитали ее как Зарю-Заряницу. Овсень же начинал не день, а год, полный трудов и забот.

Коляда и его брат Овсень – реальные личности, жившие на земле восемь с половиной тысяч лет назад. Многое об Овсене можно узнать, прочитав древнюю русскую былину о царе Усиле Добром. Во всяком случае, этот человек, прежде чем стать богом, совершил много героических подвигов и достоин того, чтобы потомки о нем помнили.