Настасья Окульевна

Настасья Окульевна является одной из героинь славянских сказаний о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. История такова. Пока богатырь Михайло Потык сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ними в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камень.

Михайло Потык и Настасья Окульевна
Михайло Потык, герой былин о Лебеди белой и Настасье Окульевне, художник Иван Билибин, 1902

В последний раз, опоив богатыря зельем, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Потыка сестра царя Настасья Окульевна. Она смогла снять оковы, излечила богатыря от ран, достала хитростью саблю, богатырскую палицу и доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам и убил бывшую жену вместе с царем. Женился на Настасье Окульевне и стал править.

Марья Лебедь белая
Марья Лебедь белая,
художник Сергей Соломко

Известный историк и профессор истории русской литературы Орест Федорович Миллер полагал, что Михайло Потык является чистым мифическим существом: в язычестве он гром, а его супруга Марья Лебедь белая была облаком; зимою они оба в могиле, и оживляет их живая вода, весенний дождь.

Археолог, историк и писатель Владимир Васильевич Стасов видел в образе Михайло Потыка две личности: в первой былине о его женитьбе на Марье Лебеди белой он является отражением Брахмана Руру из Махабгараты, а Лебедь белая — Прамадвары. Во второй былине об измене его жены Марьи Лебеди белой повторяется история, описанная в шестой главе поэмы о подвигах среднеазиатского богатыря Богдо Гессер Хана, причем Потык это Гессер Хан, а лебедь — его жена Рогмо Гоа.