Настасья Микулишна Удалая Поленица

Есть знаменитая славянская былина о том как удалая поленица Настасья Микулишна, младшая дочь Микулы Селяниновича и сестра девы-воительницы Василисы, стала женой богатыря Добрыни Никитича. Один из трех легендарных богатырей-воинов Добрыня Никитич известен своей битвой со Змеем Горынчем, а затем и освобождением племянницы князя Владимира Забавы Путятишны. Но то, что произошло потом, стало для него гораздо менее славным.

Настасья Микулишна Удалая Поленица
Настасья Микулишна, Поленица Удалая, художник Андрей Петрович Рябушкин, 1898 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

По дороге домой в чистом поле Добрыня Никитич встретил свою будущую жену – удалую богатыршу Настасью Микулишну. Она вызвала его на битву и легко победила. Она просто схватила богатыря за его золотые кудри, стянула с лошади и засунула в свой карманный мешок. Позже она стала решать, что с Добрыней Никитичем делать. Удалая Поленица вытащила его из мешка, решив посмотреть, как он выглядит. Если бы на него было приятно смотреть, она бы вышла за него замуж. Если бы он был так себе, она бы отрубила ему голову. К счастью для Добрыни, он оказался вполне пригожим добрым молодцем; Настасья Микулишна оставила его в живых и затем они поженились.

В другой былине Добрыня был призван присоединиться к посольству в Золотой Орде, а затем князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья ждала его возвращения в течение двенадцати лет, а потом получила ложное сообщение о его смерти. Князь Владимир заставил ее вновь выйти замуж, на этот раз за Алешу Поповича, младшего из трех богатырей. Настасья Микулишна неохотно согласилась. Но вовремя узнав о торжестве, к свадьбе Добрыня вернулся; он прибыл на пир, назвавшись гусляром. На свадебном пиру Добрыня поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой белокаменный терем.

Удалая Поленица
Удалая Поленица,
славянская дева-воительница
Настасья Микулишна Удалая
Настасья Микулишна,
удалая богатырша

В былине о встрече Добрыни с Удалой Поленицей, женитьбе и его дальнейшей отлучке историк Орест Федорович Миллер сравнивает Удалую Поленицу с Брунгильдой. Историк литературы и фольклорист Михаил Георгиевич Халанский полагает, что образ Поленицы может быть заимствован из кавказских легенд, например из предания "Об Алаугане и Эмегене". В былине о волшебнице-чародейке Марине образ Добрыни похож на персидского богатыря из предания "История князя Бедра и княжны Гиангары Самандальской" или другого схожего героя из многочисленных восточных сказаний подобного содержания.